Планируемые результаты обучения. Предметные: знают, что относительные имена прилагательные образуются от имён существительных и глаголов; умеют образовывать относительные имена прилагательные; получат возможность наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать. Метапредметные : Познавательные: общеучебные – закрепление признаков качественных прилагательных, овладение умением различать качественные и относительные прилагательные; применение полученных знаний на практике; логические – сопоставление качественных и относительных прилагательных, классификация их по заданным признакам; осуществление анализа и установление причинно-следственных связей (сравнение и нахождение различия и сходства качественных и относительных прилагательных). Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выстраивают последовательность необходимых операций; различают способ и результат действия: вносить изменения с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; обосновывать высказанное суждение; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков. | Цель деятельности педагога: Образовательные: - ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки относительных прилагательных; - закрепить знание признаков качественных прилагательных; - формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте Развивающие: - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; Воспитательные: - воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность; - формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их. |
Тип урока: Изучение нового материала | Форма работы : фронтальная, групповая, индивидуальная |
Опорные понятия, термины: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, качественные прилагательные, краткая форма качественных прилагательных, словосочетание. | Новые понятия: относительные имена прилагательные |
Формы контроля: устный опрос; систематическое наблюдение за работой учеников в обучении; работа со схемами и таблицами, самопроверка. | Домашнее задание: упр. 3, стр. 139 |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности Приветствие. Разминка для рук. Написание числа и классной работы | Приветствуют учителя, подготовка к работе
| Включаются в учебную деятельность | | Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1) чистописание 2) словарно-орфографическая работа | актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.
.
| Выявляет уровень знаний. ие // ые - в каких словах мы встречаем эти сочетания букв? Слайд 1 рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий - прочитайте слова, что вы можете сказать об этих словах?(какое лишнее?) (Слово «санаторий» стирается.) -что объединяет эти прилагательные?
запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно) - какого рода получились прилагательные? - обозначьте окончания. Слайд 2 Самопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие) - рассыпалось предложение, составьте предложение из данных слов. Рыж... ств .. лы сосен мокры от весен... дождя. Проверка: ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные проверяют. - какие прил. из данных есть в предложении? Подготовка к восприятию нового. - мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил. Слайд 3. Низкий, твёрдый, придорожный, красивый, домашний, хрустальный, хороший, лесной - данные прил. надо распределить в 2 столбика: В 1-ый – те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – оставшиеся. Учащиеся по цепочке выходят к доске и «перетаскивают» прилагательные в нужный столбик, устно проговаривают краткую форму. |
- в прил. мн. ч.
- лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил. - они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают
- во мн. ч. у прил. род не определяется
- рыжие и мокрые в краткой форме
| Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий | Слушают собеседника, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение и позиции, учитывают разные мнения | Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполняют пробное учебное действие |
3. Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения Фиксация новой учебной задачи | - как называются прил. в первом столбике? - как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить) - как мы можем узнать об этом? | - качественные – доказывают
Определяют проблему, ищут средства ее достижения | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Поиск решения учебной задачи. осознание места и причины собственных затруднений.
| Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Определение темы и постановка задач урока. - сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.134 (относительные прилагательные) Слайд 4. - какие учебные задачи нам надо решить на уроке? Если на уроке вы справитесь с решением поставленных задач, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Изучение нового материала. - вспомните определение качественных прил.
- предположите, какое определение будет у относительных прилагательных
- давайте сравним с определением в учебнике с.134 - что надо ещё дополнить в определении О.П.? - а теперь поучимся образовывать относительные прил. | Ставят цели, формулируют тему урока Наблюдают за способами
- узнать признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи
-К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени - они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени - читают, делают вывод о правильности предположения - они не имеют краткой формы | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения,моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; | Формулируют зависимость выбора буквы от части слова инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
Физминутка |
5. Первичное закрепление. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Слайд 5. Выполнение упр.2 из учебника. Образец: воздух в горах – горный (какой?) воздух. Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их на листочке и доказывают, что получившиеся прил. относительные- от какой части речи мы образовали прил.? - как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.? - давайте проверим ваши предположения | Используют алгоритм Выявляют слова, не удовлетворяющие условиям задания.
- от существительных
учащиеся высказывают предположения читают правило в учебнике с.115, делают вывод
| Группируют слова по заданным основаниям. | Объясняют написание слов с изученной орфограммой | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | отработка способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
| Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует самопроверку учащимися своих решений по эталону; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Слайд 6. Применение новых знаний. - а сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные. Открывается надпись: тихие звуки шерстяная кофта - в каком словосочетании прил. относительное? Сейчас мы образуем две небольшие группы: командирами у нас будут Раниф и Ильяр. Вам нужно выбрать задание для своей группы и постараться правильно выполнить его. Только ребята не забываем правила групповой работы | Фиксируют
- во втором – доказывают и записывают | Применяют новый способ. Построение логической цепи рассуждений. Выведение следствий | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Доказывают выбор слов и словосочетаний контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;
|
7. Рефлексия деятельности (итог ) | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, | - какую тему мы сегодня изучали? - что узнали об относительных прил.?
 Спасибо за урок!
| оценивают собственную деятельность на уроке; оценивают собственную деятельность на уроке; называют способы действий, вызвавшие затруднение;
| учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
|