Урок русского языка в 3 классе
по теме: «Глагол. Закрепление»
Цель урока:
Активизация знаний учащихся о существенных признаках глагола, о правописании основных орфографических правил по теме урока.
Задачи
Формировать предметные УУД
-содействовать систематизации знаний учащихся о глаголе;
-упражнять в правописании основных орфограмм по данной теме;
-содействовать развитию связной речи учащихся;
Метапредметные УУД
РегулятивныеУУД
–учить принимать и сохранять учебную задачу;
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
-планирование работы в группе,
-контролирование затраченного времени на задание,
-оценивание своей работы на уроке;
Познавательные УУД
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- учить использовать знаково-символические средства, схемы;
Коммуникативные УУД
- принимать различные точки зрения, договариваться, находить общее решение;
- умение организовывать и поддерживать диалог
Личностные
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Оборудование:
у учителя:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация учителя
у учащихся:
тетради, тест
Ход урока:
Орг.момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Будем мы писать красиво?
Будем дружно отвечать?
А пятёрки получать?
- Я вам желаю удачи, хорошо потрудиться и получить пятёрки!
Минутка чистописания
а) Начнём урок с минутки чистописания. Чему учимся? Сегодня будем учиться писать заглавные и строчные буквы. А какие именно буквы будем писать узнаем, решив орфографические задачи в словах на доске. (Слайд 2)
Учащиеся объясняют выбор буквы в каждом слове. Записывают в тетрадь, выбранную букву, соблюдая правила каллиграфии.
Итог: Чему учились на этом этапе урока?
- Посмотрите на свои записи и обведите ту букву, которая, по-вашему мнению, получилась лучше всего.
б) Закрепление знаний
Ребята, посмотрите на запись ещё раз и скажите, какое слово получилось из записанных букв? (Слайд 3)
- Запишите это слово на новой строке с маленькой буквы. Не забывайте соблюдать правила соединения букв.
говорить
- Назовите орфограммы в слове «говорить».
- Объясните лексическое значение слова. Что значить говорить?
- В старину школьный учитель, оценивая правильный ответ ученика, мог произнести фразу: «Верно глаголишь!» Как вы её понимаете?
Слайд 4
- Устаревшее слово «глаголить» - говорить, родственно слову ... Догадались? (Глагол)
- В старину слово глагол означало «слово», «речь». Одна из букв алфавита называлась «глаголь».
- Но вернёмся к слову, которое мы употребляем в наше время, к слову «говорить».
- Скажите, к какой части речи оно относится?
Постановка учебной задачи.
- Кто скажет, чему сегодня на уроке мы будем учиться? (Учащиеся ставят учебную задачу на урок)
Повторение и закрепление знаний.
- Что же такое глагол?
Цель: будем учиться анализировать слово «говорить», как часть речи. В этом нам поможет памятка. (Слайд 6)
На какой вопрос отвечает?
Что обозначает слово?
Как изменяется слово?
(Слово «говорить» - отвечает на вопрос «что делать?», обозначает действие. Изменяется по временам, например: говорила – прош. время. Это глагол в неопределённой форме)
Итог: Чему учились?
Почему учёные дали такое название: неопределённая форма глагола? Как её ещё называют?
- Давайте немножко отдохнём!
5. Физкультминутка.
6. Повторение и закрепление знаний.
а) - Когда анализировали глагол, сказали, что эта часть речи изменяется по временам. А сколько временных форм у глагола? Назовите их. (Слайд 7)
- Что обозначает глагол в прошедшем времени? В настоящем? В будущем?
- Поставьте глагол «говорить» в каждую временную форму.
- Как изменяется глагол в прошедшем времени? А в настоящем и будущем?
б) Цель: будем учиться записывать изменения временных форм глагола «говорить»
Слайд 8
- Запишите этот глагол в форме прошедшего времени, женского рода (говорила); в форме настоящего времени, единственного числа, 1 лица (говорю); в форме будущего времени, 3 лица (заговорят)
Итог: Чему учились?
- Как изменяется глагол? Назовите временные формы глагола. Какая примета есть у глагола прошедшего времени? (Суффикс л)
в)- Разберите записанные слова по составу. Как будете действовать?
Итог: Чему учились?
г) Цель: будем учиться подбирать к слову «говорить» однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?
Поговорка, разговор, говорливый, переговоры, разговорился.
- Выделите корень в однокоренных словах. Проверьте выполненное задание у соседа по парте.
Итог: Чему учились?
д) Цель: подберите к глаголу «говорить» синонимы. Дайте определение синонимам.
Болтать, сообщать, разговаривать, высказывать.
- Это лишь несколько слов синонимов к слову «говорить». В русском языке много старинных слов синонимов. (Слайд 9) О них вам расскажет ваш одноклассник.
- А вы. когда-нибудь, слышали слово «калякать»? Что оно означает? У этого слова есть ещё одно значение – «говорить».
- Как богат наш русский язык! Сколько в нём близких по значению слов, но некоторые из них в речи давно не используются. Их мы можем встретить в литературных произведениях, которые были написаны очень давно.
- Запишите в ряд синонимов любое из устаревших слов. Будьте внимательны. Проверьте себя.
е) Глагол очень важная часть речи. И она может сказать о себе... (Слайд 10)
- Назовите глаголы в этом стихотворении. Выпишите. Определите время каждого из них.
Итог: Чему учились?
ж) Проверка знаний по теме «Глагол». Тест. Взаимопроверка.
7. Итог урока. Рефлексия. Самооценка.
- Чему учились на уроке? Какую цель ставили на урок?
- Что было сложным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Спасибо за урок!