СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе: Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным в корне.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

 

Тема:

Правило проверки написания

 слов с непроизносимым согласным

 в корне.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе: Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным в корне.»

Урок русского языка в 3 классе.


Тема:

Правило проверки написания

слов с непроизносимым согласным

в корне.



Тема: правило проверки написания слов с непроизносимыми

согласными в корне.

Цель: сравнение произношения и написания корня слов с

непроизносимыми согласными; ознакомление с

правилом проверки написания слов

с непроизносимыми согласными; развитие речи,

мышления.


  1. Оргмомент.

- Прозвенел звонок, значит, мы начнем урок.

Настроение на «пять»?

- Значит, можно начинать!

II. Работа со словами с непроверяемым написанием и актуализация знаний.

  1. - Запишите число.

3 ученика работают с карточками, а остальные пишут под комментирование. Ученик читает орфоэпически, (первое предупреждение) затем комментирует слово (второе предупреждение)

Восток, коллектив, тетрадь, у деревни, морковь, декабрь.

- Образуй от этих существительных родственные имена прилагательные м. р.. Изменится ли написание корней в этих словах? (отметка)

2. – Угадайте по буквам слово, которое я загадала. Записывайте

буквы по очереди.

а) – в слове «восток» - парный согласный во втором слоге;

б) – в слове «коллектив» - безударный гласный в первом слоге;

в) – в слове «тетрадь» - согласная, стоящая слева от ударного гласного;

г) – в слове «деревня» - ударный гласный;

д) – в словах «морковный», «восточный», «коллективный»,

«тетрадный» - суффикс;

е) – в слове «декабрь» - буква, не обозначающая звука.

- Какое слово я загадала? («корень»)

3. – Какие орфограммы корня вы знаете? (открываю таблицу №1)


Безударные гласные

в з ж г д б

ф с ш к т п

Парные согласные

ушк, еньк, иц, очк


а я и е о

- Итак, мы изучили две орфограммы корня: безударные гласные и парные согласные. Что еще про написание корня вы знаете? Главный его секрет…( в родственных словах пишется одинаково)

- Да, звучать может по-разному, но пишется одинаково. Подберите однокоренные слова к слову «морковь», выделите корень. (Пока дети выполняют, два ученика выходят к доске и пишут под диктовку учителя)

- Солнце, здравствуй, радостно, праздник. (Наверняка сделают ошибки)

- Проверим, какие слова вы подобрали. Какой корень во всех словах? (называю отметки за работу по карточкам)

III. Новый материал.

1. – Проверим учащихся у доски.

- Так вы думали. А как на самом деле?

- Откройте учебник на стр. 110 упр. 294.

- Почему дети ошиблись? Чего еще мы не знаем? Сформулируйте тему урока. Сравните свои предположения с темой в учебнике.

(Дети читают тему, определяют цели урока. В таблицу №1 помещается карточка: «непроизносимые согласные»)

- Куда поместим? В какой столбик? Все ли соответствует в нашей таблице? После высказываний детей о том, что «ушк, еньк, иц, очк» это суффиксы, а не орфограммы корня, значит они «лишние» в таблице и меняют заголовки местами, таблица приобретает следующий вид:


Безударные гласные

а я и е о

Парные согласные

в з ш г д б

ф с ж к т п

Непроизносимые согласные



2. - Какие же непроизносимые согласные встречаются в словах? Прочтите информацию в учебнике на стр. 111.(Читают, называют буквы, а я вывешиваю их в таблицу: «в, д, л, т»)

- Прочтите вопрос Почемучки.

3. - А правила проверки в учебнике нет. Вот незадача. Непроизносимые согласные есть, а правила проверки нет. Что же делать? А может, проще сделаем, обойдемся без этих трудностей? Раз не слышатся, так пусть и не пишутся. Чтобы людей не путать. «Пастбище» - то ли там «д», то ли «т», то ли вообще ничего нет. (Высказывания детей)

- Да, тогда придется выбросить эти согласные из всех однокоренных слов. Послушайте такую фразу:

«В ясный сонечный день мне пришло извесие, что приезжает мой серечный друг.» Смешно?

- Сформулируйте правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

- Прочтем, правильно ли мы сформулировали правило.(Упр. 295)

Произношу

Проверяю

Пишу

«сонцэ»

солнечный

солнце

«с’эрцэ»

сердечко

сердце

«ч’эсный»

честен

честный

«здраствуй»

здравие

здравствуй

4.- Поработаем в таблице. Будем сравнивать произношение с написанием с помощью проверки.(Таблица №2)


- Почему пропадают согласные звуки? Попробуйте сделать вывод.

- Непроизносимый согласный может быть только в тех словах, где есть опасные сочетания согласных. Они трудно произносятся и мы упрощаем произношение.

- Какие же опасные сочетания согласных встретились нам в словах

из упражнения № 295? (Анализ сочетаний, называние букв, которые обозначают непроизносимые согласные и сочетаний букв в проверочных словах, где все звуки произносятся)

лнц – л – лн рдц – д - де

стн – т сте вств – в ви

5. Физминутка.

Встаньте дружно из-за парт,

И скорее стройтесь в ряд!

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: 1, 2, 3!

Повернитесь вправо, влево,

А теперь присядьте смело!

1, 2, 3 – потом прыжок.

Руки в стороны, дружок.

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь зарядку.

Улыбнемся! День хороший,

И похлопаем в ладоши.


6. Закрепление.

а) Работа с текстом.

- У нас и день хороший и настроение приподнятое. От улыбок друг другу.

А вот в тексте – день-то хороший, а настроение у героини грустное.

Прочтем и узнаем: – почему. (Читают задание и текст)

  1. Прочитай текст. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными. Подбери проверочные слова. Подчеркни букву, которую вставишь.


До чего ж сегодня день прелес…ный,

Со…нце в небе праз…нично горит,

Освещает мес…ность и окрес…ность

И теплом своим сер…ца бодрит.


Но лежит на пас…бище корова.

Грус…но смотрят карие глаза.

Чу…ствую, что ей пастух суровый

«Здра…ствуйте» сегодня не сказал.


- Найдите в тексте слово, характеризующее настроение коровы. Запишем его вместе с проверочным (Один у доски, остальные в тетради)

- А почему корова грустная? Найдите это слово. Какое проверочное?

Запишем. Это слово старое. Оно связано со словом «дерево». Когда-то люди,

произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным, крепким.

- Здравствуйте!

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй!

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

- Найдите слово «окрестность». Выберите из двух значений слова – верное.

  • это много крестов:

  • местность, расположенная около, близ чего-то, вокруг.

б) – Поработайте самостоятельно. Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными вместе с проверочными в следующем порядке:

  • антоним слову «очаровательный»;

  • территория;

  • место, где лежит корова.



(Дополнительное задание: подобрать два антонима с непроиз. соглас. к слову «грустный» и проверочные к ним.)

- Проверим.

- Кто успел выполнить дополнительное задание? Какие антонимы подобрали?

( радостный, счастливый)

- В каком слове признак выражен сильнее?

- Какие проверочные подобрали?

в) – Работа в парах. Задание №2 на карточке.

2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика так, чтобы получились словосочетания.

Звез…ный чу…ство

Счас…ливое сер…це

Гиган…ское со…нце

Хрус…кая учас…ник

Злос…ный завис…ник

Прелес…ная капус…ка

Радос…ное мес…ность

IV Итог

- С какой орфограммой познакомились?

- В какой части слова она бывает?

- Назовите непроизносимые согласные.

- Почему они появляются?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным?

V Д/з

Стр. 112 упр. 297, творческие задания на выбор

1. Составить текст на тему «Праздник», используя слова с непроизносимыми согласными. Придумай (устно) задания к тексту.

праздник учас…ники

блес…ки извес…ная

счас… ливые прелес…ная

сер…ца радос…но


2Изменить слова в предложении так, чтобы в них появился непроизносимый согласный.


Солнечным светом залило место у дома.

Постоянно грустить – значит убегать от счастья и радости.


VI Прослушивание аудиозаписи из репертуара «Радионяни»: песня «Непроизносимые согласные»

- Благодарю вас за урок. Вы молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!