I.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Эмоциональный настрой на урок. - Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу: …Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка и верили в себя. | Приветствовать учителя. Слушать учителя. | Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций. |
II/Актуализация опорных знаний. III.Постановка учебной задачи. IV. Открытие новой темы | -Откройте тетради, запищите дату, Классная работа. Сколько орфограмм вам встретилось при записи даты и названия работы. Назовите их. Орфографическая минутка. На доске предложения: Св..бодный в..гон, б..гатая б..блиотека, шестнадцатая кв..ртира, тр..вога на з..ре, легкий уж..н, к..лесо авт..м..биля, волноваться за к..м..ндира, м..та..ическая к..стрюля. - Запишите эти словосочетания, выполняя орфографическую задачу. - Проверим, правильно ли вы написали. Выполните взаимопроверку. - Сколько орфограмм вы вспомнили для записи этих словосочетаний? Какие? - А какие ещё орфограммы правописания слов вы знаете? Посмотрите, у нас на доске получился настоящий банк орфограмм! - А сейчас обратите внимание на группы слов на доске. снег снежный снегопад снеговик подснежник | выход походка выходил ходовой пароход | вода водный водовоз водичка подводный | - Как назвать слова в каждой группе? - Почему? А Что такое корень? - Выделите корни в каждой группе слов. - Как вы определяли корень? - Какие слова образованы при помощи приставок? - Какие слова образованы при помощи суффиксов? - Найдите в каждой группе лишнее слово. Как называются эти слова? 2) Постановка проблемного вопроса. - Как вы думаете, почему они так называются? - Найдите значение слова сложный в словаре. - Назовите первое значение? ( сложный – состоящий из нескольких частей) - Какое второе значение? (трудный, запутанный) -Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? - Как называется буква, которая соединяет два корня? - Итак, я думаю, вы все уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. - Кто сможет сформулировать тему урока? - Какие цели поставим сегодня перед собой нам уроке? ( побольше информации собрать о сложных словах) - А где мы можем найти нужную нам информацию о сложных словах? (в учебнике) - Откройте учебник на стр. 109. Прочитайте правило. Что нам надо запомнить? Для чего нам это нужно? - А как схематично можно представить нужное правило? - Молодец! Сейчас выполним упражнение с.109 упр.192 | Списать словосочетания с доски в тетрадь. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка с доски. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Три ученика выходят к доске и выделяют корни слов. -Это сложные слова. - Эти слова состоит из нескольких корней. Работа со словарём. Формулировать тему и цели урока. -Правописание соединительных гласных в сложных словах. - Цель: научиться правильно писать соединительные гласные в сложных словах; - развивать умения употреблять сложные слова в речи; - расширять кругозор, лексический запас слов. Запись и разбор сложных слов с комментированием. | П: строят речевое высказывание К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. Р: постановка учебной задачи П: строят рассуждение Р: осмысляют уч. материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания. К: умение слушать и слышать. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата |
V.Закрепление | Физкультминутка Групповая работа. Игра «Кто быстрее?» - Ну а сейчас, я думаю, вам не терпится показать свои знания на практике. Для этого я приготовила вам задание, которое вы сможете выполнить объединившись в группы. Я раздам каждой группе конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова и наклеить их на бумагу. Та, группа, которая вперёд всех закончит покажет это условным знаком и не мешает другим. (-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-, сам-, о, -вар, верт-, о, -лёт, везд-, е, -ход, лес-, о, -руб, птиц-, е, -лов.) Проверяем. (Паровоз, книголюб, носорог, мореход, самовар, вертолёт, вездеход, лесоруб, птицелов, пароход) -Обратите внимание на звуки перед соединительными гласными? - После каких звуков пишется Е? После каких звуков пишется О? - Давайте сделаем вывод. Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? - Почему? - Добавим эту орфограмму в наш банк орфограмм? | Работать в группе. Решать задачи. Строить речевые высказывания. - Твердые согласные звуки, мягкие и шипящие звуки. – После мягких согласных и шипящих пишется е, после твердых – пишется о. -В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге. | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата. |
VI. Рефлексия. Итог урока. д/з | Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале урока? -В конце урока предлагаю вам побыть придворными визиря. - Если вы усвоили на уроке все и можете объяснить другим, покажите широко открытую дверь; -Если вы, в основном, все усвоили, но остались некоторые моменты непонятные вам, покажите на половину открытую дверь; -Если вам непонятно написание сложных слов, покажите закрытую дверь. Ученики оценивают свою работу на уроке. Домашнее задание на выбор: с.109 упр.193. или № 194. Заключение Ребята! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить - дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы. Записывать д/з. | |