СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка - закреление и обобщение изученного материала о теме: "Имя существительное" с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме: "Имя существительное"»

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Тема: «Имя существительное»

Ц е л ь: Углубление знаний об имени существительном;

систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: «Имя

существительное»;

развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при

выполнении различных творческих заданий;

воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.

Оборудование: Интерактивная оборудование (компьютер, интерактивная доска, проектор), раздаточный материал (для учащихся).

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.


Ход урока:

I. Орг. момент. 8-30

(2)Психогимнастика – Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям. А я улыбнусь вам, и начнем урок.

(3)Хочу начать урок с того, чтобы вы вспомнили свое самое любимое время года. Недавно мы писали сочинение об этом, и я поняла, что любое время года для вас хорошо по-своему. А мое любимое время года – это осень. Вы, наверное, заметили, что за окном уже почти все листья облетели. А некоторые из них залетели к нам в окошко и украсили наш класс. Но они не случайно оказались у нас. Они будут нам помогать во время урока. И чтобы вы тоже влюбились в осень, я хотела бы вам показать небольшую зарисовку под прекрасную музыку Вивальди.

(4-15)Скажите, вы наблюдали такие картины в нашем городе?

Наш город хорош в любое время года. Мы с вами свидетели того, как он преображается, с каждым годом становится все краше и краше наша малая Родина.

И мы урок посвятим нашей Родине. Что мы можем подарить нашей Родине? Для нас главный труд – это учеба. Сегодня на уроке мы покажем свои знания.

(16)II. Грамматическая разминка (работа на жёлтых листиках)8-32

Каждая группа выбирает себе карточку, на которой указана орфограмма:

-Безударный гласный в корне

-Парный согласный

-Непроизносимый согласный

Каждая группа будет «ловить» слова на свое правило. Слова надо записать в листочек, орфограмму подчеркнуть и подобрать проверочное слово.

Учитель читает слова: моряк, местность, завязка, сердце, печурка, жемчуг, колосок, вестник, шутка.

Дети проверяют задание по группам, называют проверочные слова.

отвечает один представитель от группы.

- Что общего во всех этих словах?

(17-18)Постановка целей урока 8-37

Сегодня на уроке мы будем систематизировать и обобщать знания, умения, навыки по теме: «Имя существительное».

III. Валеопауза

А чтобы у нас все получилось, нужно хорошо приготовиться.

Предлагаю сделать валеологический массаж.

– Поднимите плечи вверх, стараясь выше.

– Опустите свободно.

– Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз.

– Разотрите шейный отдел позвоночника.

– Погладьте себя по головке и скажите: “Какие мы хорошие. Мы всё сможем!”.

IV. Обобщение и систематизация знаний.8-40

1) Работа по схемам «Имя существительное».

Мы сегодня подводим небольшой итог, что мы уже знаем об имени существительном. Вам было дано задание подготовить в виде схемы всё, что вы знаете об имени существительном. А сейчас я предлагаю вам озвучить, то, что вы изобразили в своих схемах.

Давайте докажем, что схемы составлены правильно.

Для того, чтобы подвести итог в конце урока как хорошо вы усвоили тему нам придет на помощь оценочная линеечка. Если вы с заданием справились – ставите себе +, если нет - -

(19)Ответы детей.8-42

2) Образовать существительные от прилагательного.

На оранжевом листке записаны прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

храбрый – смелый – веселый –

сильный – добрый – ленивый –

гордый – болтливый – умный –

мудрый – богатый – бедный –

грубый – хвастливый – крепкий –8-47

(20) 3) Закрепление навыка определения рода имен существительных.

Докажем что существительные обладают постоянными признаками.

(21-36)На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа.

отец – мужчина – бык –

дедушка – дядя – козел –

сын – ткач – баран –

брат – сосед – кот –

внук – мальчик – волк –

Какими общими морфологическими признаками обладают данные слова?

(одушевленные, нарицательные) Подберите к ним имена собственные (правило)

4) Повторить склонение имен существительных 8-50

Мы смекалистые дети,

Все хотим узнать на свете.

Мы искали и нашли:

Три склонения прошли.

Повторить склонение имени существительного.

(37-39) Какие существительные относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

(40-49)На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, женского рода и среднего рода, в которых пропущены все буквы, кроме начальной и конечной. Вы должны угадать, какого рода и склонения это слово, вставить пропущенные буквы и сверху указать одной буквой род.

п _ _ _ а в _ _ _ к б _ _ _ т

м _ _ _ о б _ _ _ а з _ _ _ о

б _ _ _ н в _ _ _ о м _ _ _ а

Возможные ответы:

палка, полка; масло, место; барон, батон и др.;

венок, возок; булка, банка; ведро, весло;

букет, билет; зерно, звено; мышка, миска.

(50) 5) А теперь переходим к доказательству непостоянных морфологических признаков имен существительных. 8-55

Закрепление умения определения числа имен существительных

Игра "Догони"

(звено, крыло, сук, стул, перо, друг, кол, прут, брат, лист, колос, сын, полено)

(утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед)

(цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья)

  1. Закрепление знания падежей.8-57

Сценка

Учительница: Вторая группа! Артур и Андрей! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Андрей, к доске! Итак, представь себе, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух – трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось.

Андрей: Папа и мама ругали Петю за плохое поведение. Петя виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Учительница: Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Спасибо, садись, Андрей. Теперь, Артём, твоя очередь. Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Ты понял задание, Артур?

Артур: Понял, Алёна Сергеевна.

Учительница: Тогда начинай.

Артур: «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Петю. «Петя» - это имя. Значит именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж творительный. Дальше – Петя молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Пети» падеж винительный. Ну, а «обещание» - конечно, в дательном, раз Петя его дал. Вот, всё…

Учительница: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси–ка дневник, Артур! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Артур: Какую? Конечно, пятёрку!

Учительница: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово «пятёрку»?

Артур: В предложном.

Учительница: В предложном? Почему же?

Артур: Ну, я же её сам предложил!..

(51) Я думаю, среди нас нет таких Артуров.

Как вы думаете, сколько падежей в русском языке? В школьном учебнике говорится о шести падежах.

(52-53) Однако, это лишь основные, наиболее применяемые падежи. Существует еще 7 дополнительных падежей!

-количественно-отделительный

-лишительный

-ждательный

-местный

-звательный

-превратительный

-счетный

Так почему же мы о них ничего не знаем? Потому что они используются гораздо реже, часто в устной речи. Особую форму в этих падежах имеют не все слова, а лишь некоторые. И эти дополнительные падежи не сразу отличишь от основных.

-лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола: не водить машину, не пить воду, ни шагу назад. То есть существительное отвечает на вопрос родительного падежа (Кого? Чего?) ,а имеет окончание винительного.

-ждательный падеж-сложный падеж. Ждать (Кого? Чего?)-вроде бы мы должны использовать родительный падеж, но мы используем форму винительного падежа: ждать письмо, мы ждем маму.

-звательный-используется при обращении к объекту:Вась,Коль,Петь,пап,мам.

-превратительный падеж используется во фразах вроде:пошел в космонавты, баллотировался в президенты(отвечает на вопросы винительного падежа (Кого? Что?), а совпадает с формой именительного падежа множественного числа.

Но это, конечно для справки вам, чтобы вы знали, расскажите родителям, им тоже будет интересно. А в школе будем говорить только о шести более употребляемых падежах.9-02

(54-59)

(60-61) А сейчас я предлагаю вернуться к теме нашей малой Родины и послушать стихотворение, которое называется «Дорожка»

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет.

И если б зашел я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

Какое слово встречается несколько раз?

Учитель предлагает детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

  1. (62) Валеоразминка «Постреляем глазками!»9-04

Постреляем глазками вверх, вниз, вправо на желтый кружок, влево на зеленый кружок, круговые движения, вверх на красный кружок, вниз, на синий кружок, поморгали.

(63-78) 8) Прочитать словосочетания и определить падеж 9-05

Сидят за партой, слушают объяснения, отвечает возле парты, помогает соседу, думают над заданием, пишет на доске, пишет маркером, держит карандаш.

9) "Просклоняй-ка"9-08

- Что значит "просклонять слово"?

Изменить по падежам. Итак, вы должны просклонять слова.

(79) На доске записаны слова, выполняем на зелёных листиках.

Команда I – родина

Команда II – гражданин

Команда III – отечество

10) Все мы признаки доказали и теперь готовы произвести морфологический разбор слова. Возьмите красные листочки и выполните морфологический разбор.

(80) Мир освещается солнцем3, а человек знанием.9-10

(81) Солнцем – имя существ., (что?)

н.ф. солнце,

пост. - нариц., неодуш., ср. р., 2скл.,

непост. - ед. ч., Т. п.,

вт. член предл. - дополнение.

V. Итог урока.9-13

Подведите итоги своей деятельности – у кого больше 5 + , тот за урок получает 5 – поднимите руки, кто получил 5, 4 – 4.

Вы сегодня хорошо потрудились и я рада за вас, что вы были на уроке активными, показали свои знания.

(82) Спасибо за урок!9-15























________________________________

________________________________

________________________________

________________________________













жёлтых 15 листочков









_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________
















________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

________________

__________________











зелёных 15 листочков










________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

________________

__________________





Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка










Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка









Оценочная линейка


Знание

правил

Образов.

существ.

Постоян. признаки

Непост. признаки

Морфол. разбор

Активн. на уроке

Итог

Оценка









безударные гласные


парные согласные


непроизносимые согласн





весёлый - __________

ленивый - __________

умный - __________

бедный - _________

крепкий - __________






храбрый - __________

сильный - __________

гордый - __________

мудрый - _________

грубый - __________







смелый - __________

добрый - __________

болтливый - _________

богатый - __________

хвастливый - __________





Мир освещается солнцем3,

а человек знанием.

Солнцем - _____________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________




Мир освещается солнцем3,

а человек знанием.

Солнцем - _____________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________




Мир освещается солнцем3,

а человек знанием.

Солнцем - _____________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________





красных 15 листочков

РОДИНА


ГРАЖДАНИН


ОТЕЧЕСТВО

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!