Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г.Караганда
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Текст-описание
Цель: формировать умение составлять текст-описание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Девиз: Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество. Сократ.
II. Проверка домашнего задания.
Работа по кластеру: «Звуки и буквы».
III. Минутка чистописания.
На доске записано стихотворение:
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок. В. Лунин
– Прочитайте стихотворение. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву р, она встречается почти во всех словах стихотворения.)
– Остальные согласные буквы вы найдете в корнях слов, они являются проверяемыми орфограммами. Какие это буквы? (В слове рыбка орфограмма – буква б, проверочное слово – рыба. В словах друг и враг орфограмма – буква г, проверочные слова – с другом, враги. Значит, мы будем писать буквы б, г.)
Рбг Грб Бгр Рбг …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Активизация знаний по пройденному материалу.
а) Повторение о типах текстов
-Я вам буду зачитывать тексты, а вы скажите, какой это текст.
(назвать типы текстов, какой вопрос задаём к каждому типу текста, какие слова чаще встречаются в каждом типе текста?)
Заяц на лыжах.
Белка по снегу не ходит. Она по веткам прыгает.
Заяц-беляк всю зиму по лесу бегает. Снег в лесу очень глубокий. Но почему зайчишка не проваливается в снег?
Это происходит потому, что между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы становятся шире: беляк словно лыжи надел!
Одуванчик.
Все знают этот простой цветок.
Листья у него большие, резные, лежат на земле кругом, как воротничок. А из воротничка тянется высокий толстенький стебелёк, похожий на шейку. На кончике стебелька красуется золотая головка, как маленькое солнышко. Скоро золотая головка превратится в белый пушистый парашютик. Дунешь на шарик, и полетят лёгкие парашютики.
Цветок так и называется – одуванчик.
Лакомка.
Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мёд.
Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей.
И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.
- Можно ли по одному названию определить тип текста?
- Прочитать тексты, определить тип текста (задать вопрос к каждому тексту, в тексте- повествовании найти глаголы, в тексте-описании – прилагательные).
- Что общего у этих трёх текстов? (есть названия, три части)
V. Наблюдение над особенностями текста-описания.
– Что такое текст-описание?
– Прочитайте об особенностях текста-описания.с.120,121
Сегодня мы будем составлять текст-описание, уточним и закрепим знакомый материал, дополним свои знания новым материалом.
Прежде, чем мы будем составлять текст-описание, послушайте описания предметов и отгадайте: кто это?
серый, трусливый, длинноухий, короткохвостый (заяц)
серый, злой, голодный, зубастый, хищный (волк)
маленькие, серенькие, новорожденные, колючие комочки (ежата)
маленькая, серебристая, водоплавающая, чешуйчатая, речная или морская (рыбка)
лесной, серый, колючий, проворный, запасливый (ёжик)
домашняя, усатая, мохнатая, ласковая, игривая (кошка)
Дети называют животных, логопед выставляет их изображения на доску.
- Посмотреть на картинки, из первых звуков названий предметов, изображённых на картинках составить слово (зверёк)
Сегодня мы будем описывать зверька, а какого догадайтесь сами.
- У каждого учащегося загадка, прочитать её, вставить пропущенные буквы, прилагательные подчеркнуть волнистой линией, загадку отгадать, отгадку записать.
Хитрая плутовка, Рыжая г_ловка, Хвост пуш_стый – краса, А з_вут её ___________. | Хвост пуш_стый, Мех з_лотистый, В л_су ж_вёт, В деревне кур крадёт. (___________) |
Рыжая с пуш_стым хв_стом, Ж_вёт в л_су под кустом. (____________) | Гла_ки хитрые, Зу_ки острые, У_ки ч_ткие, Ла_ки быстрые. (___________) |
- Учащиеся читают загадки, называют прилагательные, которые помогли описать лисичку.
6. Физкультминутка.
Учитель называет различных животных, дети должны показать, как они двигаются. (Заяц прыгает, волк бегает, медведь ходит, лиса крадётся, рыба плавает, птица летает..)
Герой нашего сегодняшнего занятия лиса. На доску выставляются изображения лисы.
- Почему лису назвали лисой? (прочитать на индивидуальных карточках)
Слово «лиса» образовано от лис-. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя назвали за жёлтую шерсть.
VI. Составление текста-описания.
- Сегодня мы будем составлять текст-описание.
- Что нужно для составления текста? (План)
- На сколько частей делится любой текст? (на три)
- Какие это части? (вступление, основная часть, заключение)
- У любого текста есть тема. Какова будет тема нашего текста-описания? (лиса)
- У любого текста есть основная мысль. Какова будет основная мысль нашего текста-описания? (красивая лиса)
- В каком порядке описываем предметы? (сначала общее, затем детали крупные и мелкие)
- Обсуждение с детьми, что опишем у лисы и в каком порядке.
- План описания лисы на доске:
1) Размер
2) Шубка
3) Голова
ушки
глазки
мордочка
носик
зубки
4) Хвост
5) Лапки
- Обсуждение с детьми, как можно начать и закончить рассказ, придумывание предложений для вступления (В лесу живёт красивая лиса) и заключения (Вот какая красавица лиса!), подбор прилагательных для второй части.
- Опорные слова (прилагательные) выставляются на доску.
На доске развёрнутый план текста-описания с опорными словами:
I. Вступление. (красивая)
II. Основная часть. 1) Размер (небольшая)
2) Шубка (рыжая пушистая тёплая)
3) Голова
ушки (остренькие чуткие)
глазки (коричневые хитрые)
мордочка (вытянутая)
носик (чёрный)
зубки (острые белые)
4) Хвост (длинный пушистый с белым кончиком)
5) Лапки (быстрые бесшумные)
III. Заключение. (красавица)
Для составления рассказа, чтобы не было повторов, слово «лиса» нужно заменить словами близкими по значению, родственными, синонимами.
- Дети подбирают такие слова. Эти слова выносятся на доску.
Например: лиса – она, лисичка, лисица, лисонька, плутовка, зверёк, хищница.
VII. Составление текста-описания: индивидуальная работа
А) написание текста
Б)чтение
VIII. Итог урока.
- Какой текст мы сегодня составляли? (текст-описание)
- Что помогло при его составлении? (прилагательные)
- Можно ли составить текст-описание без прилагательных? (нет)
- Ещё раз вспомнить, что такое текст-описание.
IX. Рефлексия.
- Что было самым интересным?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
- С каким настроением вы уйдете?
Оценка работы детей.
X. Домашнее задание: с. 126 упр.322