СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе (УМК "Начальная школа XXI века") Тема: "Правописание мягкого знака в числительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая тема (блок): Имя числительное (Правописание). Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе (УМК "Начальная школа XXI века") Тема: "Правописание мягкого знака в числительных"»

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Галинченко Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ «ПЛ №24» г. Рубцовска

Общая тема (блок): Имя числительное (Правописание)

Тема урока: Правописание мягкого знака в числительных.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.


Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;

  2. тренировать полученные умения;

  3. развивать творческие способности через моделирование правила.

  4. Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,

  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

  • постановка и решение проблемы;

  • преобразование правила в модель;

  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.


Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Материалы к уроку:

  1. Слайды по теме урока.

  2. Карточки для учащихся.

  3. Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф. Начальная школа XXI века.









Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)


Цели этапа:

- создание ситуации готовности к уроку;

- включение в деловой ритм.

У.- Поприветствуйте гостей.

У. -Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет очень полезным. Вы будете наслаждаться общением друг с другом. А самое главное вы пополните багаж ваших знаний.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Приветствие учителя, гостей.

Проверяют организацию рабочего места.

Настраиваются на рабочий лад.

Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II этап.

Проверка домашнего задания

Цели этапа:

- Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и устранить их.

У. - Какую часть речи мы изучаем с вами?

Слайд 1

Предоставление слова учащимся, проводившим мини-исследование текстов.

Приложение 1

День сна

Сегодня 15 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Первый год он выпал на 14 марта, но в последующие годы его стали отмечать в пятницу второй полной недели марта.

Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.

Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям нашего возраста нужно спать всего-то 10 часов.


1 уровень. Задание: выпиши из текста простые имена числительные, проанализируй орфограммы в числительных.

2 уровень. Задание: выпиши из текста составные имена числительные, запиши два своих примера составных числительных, проанализируй орфограммы в числительных.

3 уровень. Задание: выясни, какое значение имеют имена числительные в научном тексте.

Приложение 2

Домашнее мини-исследование. Задание 3-его уровня сложности.


Слайд 2

На дом был задан текст:

День сна

Сегодня 15 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Первый год он выпал на 14 марта, но в последующие годы его стали отмечать в пятницу второй полной недели марта.

Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.

Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям нашего возраста нужно спать всего-то 10 часов.


К нему были даны задания 3-х уровней сложности. Я выбрала 3 уровень:

выясни, какое значение имеют имена числительные в данном тексте.
Я решила провести мини-исследование.

Слайд 3

Тема моего мини-исследования:

«Значение имён числительных в научном тексте»


Цель моего мини-исследования:

Выяснить значение использования имён числительных в данном тексте


Задачи:

1. выписать имена числительные,

2. разделить на группы,

3. охарактеризовать все имена числительные из текста,

4. определить важность имён числительных в тексте.


Гипотеза: Имена числительные необходимы в тексте для точного и достоверного изложения научного материала.


Выписав все числительные, я получила таблицу (слайд 4). Из неё видно, что в тексте имеются и количественные и порядковые имена числительные, есть простые, сложные и составные числительные.

Слайд 5

Если из текста удалить имена числительные, то теряется основной смысл текста и логическая связь предложений в тексте.

Слайд 6, 7

Именно в датах, в количестве часов и возрасте человека – указано время восстановления сил организма во время сна.

Слайд 8

Таким образом, гипотеза «Имена числительные необходимы в тексте для точного изложения научного материала» подтверждается

Проектор отключить

Учащиеся дают определение имени числительного.

Защита мини-исследований (На дом были даны 3 различных по сложности задания (приложение 1)).


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Цели этапа:

- активизация знаний учащихся;

- создание проблемной ситуации.

У. - Сегодня у нас урок из блока «Правописание». (доска)

- Мы продолжаем исследовать числительное как часть речи. Но, чтобы продолжить наши исследования, мы должны обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о числительном и выделить то, над чем нам нужно с вами поработать.

- Для этого я приготовила для вас блиц-опрос.

- Ваша задача – читать вопрос и отвечать полным ответом на данный вопрос.

- Пожалуйста, кто желает нам показать свои знания?

Приложение 3

Блиц-опрос

1. На какие две большие группы делятся числительные?

2. Что называют и на какой вопрос отвечают количественные числительные?

3. Что называют и на какие вопросы отвечают порядковые числительные?

4. Какие по составу бывают числительные?

5. Как изменяются числительные?

6. Где пишется мягкий знак в числительных?

Блиц-опрос (ответы)

1. На какие две большие группы делятся числительные?

(Количественные и порядковые числительные)

2. Что называют и на какой вопрос отвечают количественные числительные? (Количественные числительные называют количество предметов и отвечают на вопрос - сколько?)

3. Что называют и на какие вопросы отвечают порядковые числительные?

(Порядковые числительные называют порядок предметов и отвечают на вопросы – какой? какая? какое? какие?)

4. Какие по составу бывают числительные? (простое - состоит из корня или корня и суффикса (тридцать), сложное – состоит из двух корней (пятьдесят), составное – состоит из нескольких слов (двадцать один).

5. Как изменяются числительные? (Количественные и порядковые числительные изменяются по падежам – склоняются.)

6. Где пишется мягкий знак в числительных?


Блиц-опрос. Отвечают на вопросы

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, 
логические - формулирование проблемы 

Личностные:
мотивация к изучению данной темы


III. Открытие нового знания.
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели этапа:

- открытие новых знаний;

- содействовать усвоению способов действий, которые приведут к выводу о правописании мягкого знака в числительных.

На доске вопрос

Где пишется мягкий знак в числительных?

У. -Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Сформулируйте.

(Правописание мягкого знака в числительных)

Проектор

Слайд 9

У. - Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Что бы вы хотели узнать на уроке, чему хотели бы научиться?

Цели урока.

Я хочу узнать…(правило написания мягкого знака в именах числительных)

Я хочу научиться…(правильно писать мягкий знак в числительных)

Слайд 10

У. – Мы можем приступить к изучению нового материала?

Тему определили, цели поставили, можно изучать тему? Мы все этапы прошли?

Д. – Нет. Мы не составили план работы.

У. – А зачем нам нужен план?

Д. – Чтобы мы правильно работали с планом и пошагово выполняли учебные действия.

Над чем мы теперь должны подумать?

(Над планом работы)

У. - На доске пункты плана, но их нужно расположить в правильном порядке.

ПЛАН

наблюдаем

исследуем

открываем

применяем

проверяем

оцениваем

У. – Чтобы открыть что-то новое, мы должны сначала наблюдать и исследовать.

У. – Затем, что мы должны делать? (открывать новые знания) ….

У. - Мы составили план наших действий. А оценивать вы будете себя на листах самооценки, которые лежат у вас у каждого на столе.

Лист самооценки

Приложение

Лист самооценки

Фамилия, имя ученика_________________________________

Критерии оценивания

+ (2 балла) – работали дружно, легко справились с заданием.

± (1 балл) – работали хорошо, справились, но задание оказалось сложным.

– (0 баллов) – нам очень тяжело было работать.

№ задания

Вид работы

Оценка

Количество баллов

1

Карточка №1 (работа в парах)



2

Моделирование правила (работа в группе)



3

Выполнение задания на закрепление (самостоятельная работа)(стр.100 №2)



4

Карточка № 2 (самостоятельная работа)



Итого:__________баллов

7-8 б. – «5» 5-6 б. – «4» 4-3 б. – «3»

0-2 б. – «Улучши результат на следующем уроке»



-Согласно критериям вы будете самостоятельно оценивать свою работу, либо работу вашей пары или группы.

- Помимо вопроса, который мы определили для себя, мы еще с вами будем продолжать формировать умение работать в парах, группах, а самое главное, что вас сегодня ждет интереснейшая работа по составлению модели правила.

Начнем работу.

Вернемся к 1 пункту плана.

Мы будем исследовать и наблюдать. (Лист самооценки)

У. – Что мы сейчас будем исследовать и наблюдать? Мы будем сейчас выполнять работу по карточке №1

Возьмите карточку №1 и положите ее перед собой.

У. - Может кто-то что-то заметил?

(Я заметил велосипедик. Это, значит, мы будем работать в парах)

- Прочитайте задание и задайте мне вопросы на понимание этого задания, если они есть.

- По окончанию работы, вы должны будете оценить работу своей пары, критерии у вас в листах самооценки.

-Как мы работаем в паре?

Слайд 11

Карточка №1

Рассмотрите таблицу. Вставьте недостающие данные в названия столбцов таблицы. Устно дополните её пропущенными именами числительными.

Мягкий согласный на

числительных

Мягкий согласный в

числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

Попробуйте сформулировать правило, по которому пишется мягкий знак в числительных.


Дети показывают готовность пары.

Проверка. Читают задание из карточки.


У. - Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?

- Есть ли ещё числительные, в которых пишется мягкий знак? Назовите. Нет?

- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака? Попытайтесь.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Кто пришел к такому же выводу?

А еще я предлагаю вам эталон. Проверьте по эталону, по ключу. У всех так? (слайд 12)

- Как работала ваша пара? (Я считаю, что наша пара работала хорошо, потому что…)

Лист самооценки (Приложение 4)

-Оцените как работала ваша пара (поставьте значок в таблице)

У.- Выполняя данное задание, на какой вопрос вы ответили?

(цель урока)

Д. – Где пишется мягкий знак в числительных.

У. – Где же он пишется?

Слайд 13

Д. – У числительных 5-19, 20, 30 мягкий знак пишется на конце слова.

У числительных 50-80 и 500-900 мягкий знак пишется в середине слова (между двумя корнями).

- Можем ли мы сказать, что справились с этим заданием? (Да)

- Но правильно ли мы сделали вывод? Как нам это узнать?

К чему нам нужно обратиться? (К учебнику)

У. - Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.

Стр. 99

Проектор отключить

Чтение правила вслух.

У. – Можно ли сказать, что мы с вами на правильном пути?

У. - Я вам предлагаю преобразовать правило и выполнить работу, о которой я говорила вначале урока. Работа по составлению модели правила.

У. - На листах фломастерами попытайтесь схематично изобразить правило.



Определяют границы «знания» и «незнания». Составляют план работы.

Работают по плану.

Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IVэтап. Первичное закрепление.

1.Проверка осознанности восприятия детьми материала.

2. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы



























Физкультминутка

Цели этапа:

- установить правильность и осознанность изученного материала.


Составление модели правила (работа в группах) (Приложение 5)

Модель правила

Правописание мягкого знака в числительных


Сначала преобразуйте ту информацию, которая есть в правиле.

Готовность групп.

У. – Я предлагаю послушать группы. Если есть что добавить, вы добавляете.

У. – Перед нами стояла цель: сделать модель правила из учебника (опираясь на состав числительных).

У. - Поаплодируем этой группе.

У. - Может быть кто-то сделал по-другому?

- Все модели поместим на доску, а потом каждый из вас выберет ту модель, которая ему больше нравится.


У. - У. – Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.

(Предложения детей)

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.


- Скажите, а зачем мы эти модели делали?

Д. –захотели сами вывести правило.

У. – Для чего? Ну выучили бы правило из учебника?

Д. – Чтобы было легче учить.

У. –А кто еще может воспользоваться этим правилом?

Д. – Другие четвероклассники.

Лист самооценки

У. – Вам нужно оценить работу своих групп в листах самооценки. Прочитайте, пожалуйста, что вы будете оценивать? (Моделирование. Правила работы в группах)

У. – Вы будете оценивать себя или работу в группе?

Д. – Мы будем оценивать работу в группе.


«Шар» игра.


У.- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.

Слайд 14

У. - Назовите числительное.

- От какого числительного образовано это слово?

- Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.

Слайд 15

Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак в середине слова.

Правило с. 100.

У. - А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет.

Приложение 6

(Знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик): ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)


У. – Какие этапы плана мы с вами уже преодолели?

Д. – наблюдаем

- исследуем

- открываем

У. – Можем уже перейти к применению знаний?

Д. – Да.


Слайд 16

Учебник стр. 100 №2 (работа в парах)

1 ряд – 1, 2 абз.,

2 ряд – 3, 4 абз.,

3 ряд – 5,6 абз.


У. – В листах самооценки посмотрите как вы будете работать.

- Какой вид деятельности у вас будет?

Д. – Выполнять задания для закрепления. Будем работать самостоятельно. Для того, чтобы понять насколько мы усвоили тему.

- Задайте вопросы на понимание задания.

- Составьте план выполнения задания (Доска)

1. Прочитай

2. Запиши.

3. Числительные с ь.

«Скорость нужна, поспешность – вредна».

Проверка.

Слайд 17

- У. – Можно ли проверить это задание по образцу?

- Д. –Нет. Там допущена ошибка.

Слайд 18

У. – У всех так?

- Значит, с заданием справились.

Лист самооценки.

Моделируют правило. Защищают модели. Выступает учащийся (доп. материал).

Регулятивные:
- удержание цели и задач в течение урока

- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные:
- контроль за действиями партнёра;
- формулировка собственного мнения и позиции.

Vэтап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 


Цели этапа:

- обеспечить повышение уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.

Карточка №2

Работаем над правильным написанием числительных.

5, 17, 600, 18, 500.

1. Запиши числительные словами.

2. Рядом образуй и запиши порядковые числительные.

3. Составь словосочетание с порядковым числительным, запиши его.

Слайд 19

Критерии оценивания

2-3 задания – «+»

1 задание – «+»

0 заданий – «-».

Проверка. Слайд 20

1 Пять, семнадцать, шестьсот, восемнадцать, пятьсот

2 Пять - пятый, семнадцать - семнадцатый, шестьсот - шестисотый, восемнадцать - восемнадцатый, пятьсот – пятисотый.

3. Пять - пятый, семнадцать - семнадцатый, шестьсот - шестисотый, восемнадцать - восемнадцатый, пятьсот – пятисотый.

Пятый день, семнадцатый учебник, шестисотый ученик, восемнадцатый год, пятисотый уровень.

- Проверим ребята вашу работу. В каких именах числительных вы написали мягкий знак в середине слова?

- В каких – в конце слова?

- Какие порядковые числительные вы подобрали?

- Какие словосочетания вы придумали? Молодцы.

Самостоятельно выполняют задание. Проверяют по образцу.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 
Личностные: самоопределение 

VI. Рефлексия деятельности.

Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса


Цели этапа:

- выявление качества, уровня усвоения знаний и способов действий;

- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


У. – Какие цели ставили вначале урока?

Д. – Узнать правило написания мягкого знака в числительных, научиться его писать

У. – Сейчас мы назвали цели, рассказали о том, что узнали на уроке. Какой вывод мы можем сделать?

Д. – Мы ответили на вопрос, на который мы не могли ответить вначале урока.

- Учебная деятельность у нас состоялась.

У. – А почему она состоялась?

Д. – Мы справились с заданиями.

У. – По всем пунктам плана мы прошли?

Д. – Нет. Мы не оценили себя.

У. – Оцените себя в листах самооценки. У вас есть критерии. Переведите свои значки в баллы. Посмотрите сколько у вас баллов получилось?

У. – Поднимите руки у кого 7-8 баллов?

- Какую отметку вы себе поставите?

Д. – 5

У. 4-5 баллов? Какой вам можно дать совет?

Д. – Можешь лучше.

У. – 3-0 баллов. Старайся.


Оценивают по листам самооценки.

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;

Личностные:
- смыслообразование.

VII. Домашнее задание.

Дать детям возможность оформить свои мысли.


Цели этапа:

- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Слайд 21

У. - Домашнее задание, ребята, на выбор.

Р. Т. стр.25 №3, в учебнике на стр.100 № 3. Прочитайте задания. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Д. -Учащиеся находят в тетради и в книге задания, соотносят свои возможностями и задают вопросы по домашнему заданию.


-У. – Урок я хочу закончить такой притчей.

Задают вопросы по домашнему заданию.


Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.