СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Глагол как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи"»

Открытый урок русского языка в 5 классе

учителя Кировской СШ №1 Полежай О.В.


Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока: образовательная: повторение знаний учащихся о глаголе; повторение правописания глаголов; формирование умений и навыков нахождения глаголов в текстах, определения синтаксической роли глаголов; развивающая: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативной компетентности; совершенствование умений и навыков в использовании разной речевой деятельности (слушание, говорение, письмо), стимулирование учебно-познавательной деятельности; создание ситуации «успеха»; воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты:

- предметные: осознать необходимость глагола как части речи; закрепить изученные орфограммы, формировать орфографическую зоркость; научить определять роль глаголов в тексте; формировать умения и навыки определения морфологических признаков глаголов; выполнить и проверить задания на закрепление изученного.

- метапредметные: сформировать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников, учитывая детали поставленной задачи; сформировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, ставить цель и планировать пути ее достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты; сформировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

- личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение,

зрительное, вербальное восприятие музыки, воспитание духовно-

нравственного потенциала посредством литературы.

Формирование УУД на уроке.

Регулятивные УУД: развивать умения принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;  принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); выполнять работу в соответствии с заданным планом (Мозговой штурм); участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты (аукцион знаний).

Познавательные УУД: развивать умения «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем, кратких записей (создание алгоритма, рефлексия);  анализировать тексты упражнений; обобщать и классифицировать по признакам изученные ранее орфограммы (орфографические минутки); ориентироваться на форзаце учебника.

Коммуникативные УУД: развивать умения работать в команде разного наполнения (паре, целым классом);  вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;  активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; работать консультантом и помощником для других ребят; ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу (синквейн);  ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;  не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать духовно-нравственный смысл изучаемого материала.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.


Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, оценочные карты для райтинга.


Ход урока

1.Приветствие. Организационный момент.

(Объявить о том, что в течение всего урока работает «Аукцион знаний», для этого у каждого учащегося на парте есть оценочная карта для райтинга, где нужно записывать количество баллов за задание, чтобы в конце урока перевести баллы в оценку; также на партах есть раздаточный материал: карточки №1, № 2).


2.Определение темы урока.

Слайд 1. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Перед вами предложение Льва Владимировича Щербы, который провёл эксперимент с целью выяснить: возможно ли определить часть речи по слову, не имеющему смысла и лексического значения.

Давайте мы с вами попробуем определить, какой частью речи является каждое слово (прилагательное, существительное, наречие, глагол, существительное, глагол, существительное).

Обратим внимание на слово БУДЛАНУЛА. Если вы определили его как глагол, попробуйте доказать, что это верно. Определим время (что сделала? Суффикс –Л-), род (по окончанию А), число.

Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (Глагол).

Слайд 2. Глагол как часть речи.

(запись темы в тетради).


3.Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Мозговой штурм.

-Вы уже знакомы со всеми частями речи. Давайте представим, что из нашей речи исчезли все глаголы. Попробуйте прочитать текст.

Слайд 3. Каша из топора (отрывок)

Старый солдат __ на побывку. ____ в пути, ___. ___до деревни, ___ в крайнюю избу:

- _____ дорожного человека!

Дверь ____ старуха.

- ____, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, ___ чего? У старухи всего вдоволь, а солдата ___, ____ сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ___: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат ____. Тут он ____ под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно ____ кашу и из топора.

-Вы поняли, о чём идёт речь в сказке? Чего не хватает? Зачем нужны глаголы в речи? А теперь прочтём текст с глаголами.

Слайд 4. Каша из топора (отрывок). Восстановленный текст.

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.


2.Распределительный диктант.

(В тетради записываются слова в две колонки: ГЛАГОЛЫ / НЕ ГЛАГОЛЫ).

Рассказать, измена, изловить, разбежаться, рассказ, рассмотреть, испугаться, известный, разбег, исписать, раскраска, беспечный, расписание, беспокоиться, возмутиться, роспись.

Слайд 5. ГЛАГОЛЫ / НЕ ГЛАГОЛЫ (Взаимопроверка, запись баллов на карте, максимум – 16 баллов).


3.Орфографическая минутка (по слайду 5).

-Обратите внимание на записанные слова. Кто допустил ошибки при написании этих слов? Какое правило в этом году вы изучали по правописанию приставок на З-/С-? (за рассказанное правило на карту ставится 3 балла).


4.Работа над темой урока.

1.Выведение алгоритма по теме урока.

Слайды 6 – 10 (запись в тетради)

1.Глагол – часть речи.

2.Обозначает действие предмета.

3.Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

4.Морфологические признаки:

- спряжения;

- вид;

- время;

- число;

- род (если есть);

- лицо (если есть).

5.Синтаксическая роль : сказуемое.

2.Работа с учебником.

(Чтение правила, сравнение с алгоритмом; устное выполнение упражнения с записью домашнего задания в дневники).

3.Упражнение «Интеллектуальный капитал» (раздаточный материал № 1).

Запишите в тетради отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», найдите глаголы и подчеркните как члены предложения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

-Сколько сказуемых подчеркнули? Как? (двумя линиями). Запишите на карте количество баллов (максимум – 5).

4.Слайд 11. Физкультминутка.



5.Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.

1. Всё прекрасное на земле сделано трудом человека. Давайте восстановим пословицы о труде, которые потеряли свои глаголы.

Слайд 12. Без труда не ____ и рыбку из пруда. (выловишь)

Труд человека ___, а лень ___. (кормит, портит)

Семь раз ___, один раз ___. (отмерь, отрежь)

___ дело - ____ смело. (Сделал, гуляй)

(правильно ответившим учащимся по 1 баллу на карту).

Слайд 13. Картинка САНОЧКИ.

-На аукцион выставляется самая «дорогая» пословица – 3 балла! Кто восстановит её по одному слову? (если затрудняются – подсказка «Любишь кататься»)

-Пословицу один учащийся записывает на доске.

-Орфографическая минутка «Правописание глаголов 2 лица единственного числа» - слова ВЫЛОВИШЬ, ОТМЕРЬ, ОТРЕЖЬ, ЛЮБИШЬ.

2.Упражнение «Острый слух».

Слайд 14. Это задание на внимательность. Прослушайте 4 отрывка из песен, выпишите только глаголы. Песня будет звучать только один раз, будьте максимально внимательны. За каждую песню – 3 балла, максимум – 12.

После записи – взаимопроверка, запись баллов.

Слайд 15. Правильные ответы:

1.БЕГУТ.

2.ПОЙДЁМ КОПАТЬ.

3.СКАЖУ, НЕ ДЕРЖУ, ХРАНИТЬ.

4.ПЛЯСАТЬ ВЫХОДИ, ПОГОДИ.



3. Упражнение «Потерянные пазлы» (работа с раздаточным материалом № 2).

Слайд 16.

Скоро мы отмечаем очередную годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне, и всем известная песня «Катюша» потеряла необходимые ей глаголы. Впишите их на листочки. (3 балла на карту).

(Что делали?) яблони и груши.

(Что сделали?) туманы над рекой.

(Что делала?) на берег Катюша…





6.Подведение итогов урока. Технология РАФТ. Составление словесного портрета глагола.

- Давайте представим, что глагол - живой человек. Каким вы его видите внешне и с каким характером? Подберите прилагательные, наречия, существительные, глаголы, чтобы описать его.

На доске запись: ВНЕШНОСТЬ / ХАРАКТЕР

(Проверка и обсуждение результатов)



7.Рефлексия.

Составление синквейна.

- Попробуем вместе составить синквейн, а на последнем этапе вместо записи вы отметите значок на смайлике в виде улыбки (если вам понравился урок и было интересно), равнодушия (если не всё поняли), или грустного выражения (если не понравилось и ничего не поняли). Смайлики сдадите мне.

Слайд 17.

ГЛАГОЛ

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ

(СМАЙЛИК)



8.Выставление оценок за урок. Райтинг.

-Сейчас вы подсчитаете количество баллов на ваших картах для райтинга. Максимальное количество баллов за задания – 46 (у некоторых учащихся количество баллов может быть большим за счёт бонусов). Если вы набрали от 40 и больше , то ставите «5», от 30 до 39 – «4», от 29 и ниже - «3». Приклейте карту с оценками в дневник.

9. «На закуску».

Представьте, что вы участвуете в ток-шоу «Пишем устав школы». Устав – это свод правил. Предлагаю левой половине класса придумать и назвать глаголы на тему «Что нельзя делать в школе?», а правой половине класса – «Что нужно делать в школе?».

Обсуждение правил для школьников.













































Карточка № 1. «Интеллектуальный капитал»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Карточка № 1. «Интеллектуальный капитал»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.



Карточка № 1. «Интеллектуальный капитал»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.





Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…

Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…

Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…

Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…



Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…



Карточка № 2. «Потерянные пазлы»

(Что делали?) ____________________яблони и груши.

(Что сделали?) ____________________туманы над рекой.

(Что делала?) _____________________на берег Катюша…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!