Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Юлдаш».
МР «Табасаранский район»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Разработала и провела урок учитель начальных классов
Нурова Асият Исматуллаевна
Хучни-2017
Тема урока: Глагол как часть речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: дать представление о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; активизировать умение использовать глаголы в связной речи; развивать навыки определения и классификации изученных частей речи (имени существительного и глагола).
Задачи:
Обучающие: доказать, что глагол – это часть речи; сравнить признаки определения имени существительного и глагола; формировать навыки правильного письма.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление учащихся.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и коллективной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выделять глагол в тексте или предложении по его признакам.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Литература: учебник русского языка 2 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий («Школа России»).
Оборудование: цветные карандаши, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, колонки, экран. презентация, индивидуальные таблички, карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности.
Физкультминутка.
Изучение новой темы.
Закрепление изученного.
Итоги урока.
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд
- Добрый день, ребята!
- Какое сегодня у нас настроение? Давайте перенесём такой настрой на урок.
- Достаньте, ребята, учебники, тетради и ручки. Запишите сегодняшнее число. Следим за посадкой!
II. Минута чистописания.
- ВЫ все хотите красиво писать? (ДА)
- Я предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
(Учащиеся отгадывают букву (У) и записывают в тетради)
Слайд
- Проверьте свою посадку. Положите правильно тетради. Напишите в строчку буквы У у (чередуя строчную и заглавную).
- Молодцы, ребята!
III. Актуализация знаний.
- Перейдём к выполнению заданий (у доски по очереди):
Вставьте пропущенные буквы в словах.
Цв…тущий, улы…ка, д…рить, зв…нок, сосе…ка, пр…мой, ука…ка, пиро… .
- На какие группы разделили слова? (Слова с безударной гласной в корне слова и слова с парной согласной в корне)
- Запишите слова в два столбика. (Один ученик выполняет работу на обратной стороне доски.)
- Проверьте правильность выполнения задания на доске.
- Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка, пирог)
- Назовите одушевленные имена существительные. (Соседка)
- Составьте предложение включив как можно больше слов. Подчеркните в нем главные члены предложения.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня у нас будет интересное задание – разгадывание кроссворда.
Вопросы:
Кто к нам пришёл на урок? (Гости)
Как называется минимальная единица слова? (Слог)
Из чего состоят слова при письме? (Буква)
В алфавите таких букв десять. (Гласная)
На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? (Кто)
Назовите слово «человек» во множественном числе. (Люди)
Слайд
| 1Г | О | С | Т | И |
| 2С | Л | О | Г |
3Б | У | К | В | А | |
| 4Г | Л | А | С | С | Н | А | Я |
| | 5К | Т | О | | |
| | | 6Л | Ю | Д | И | |
- Теперь читайте слово, полученное по вертикали (Глагол).
- Как вы догадались, это есть тема нашего урока.
- Мы познакомимся с новой частью речи – глаголом.
- Узнаем, что она обозначает и на какие вопросы отвечает.
VI. Изучение новой темы.
- Итак, вернёмся к тем словам, что не относятся к имени существительному (дружить, говорить). Давайте зададим вопросы к ним (ответы детей).
Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня ответим? (Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает? Как изменяется 7)
Упр. 116, стр. 68 – устно – коллективно.
- Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик? Составьте нераспространенные предложения. (Мальчик моет. Мальчик поливает. Мальчик стирает. Мальчик читает.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Кто?) мальчик — это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Мальчик (что делает?) моет. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
- Какой частью речи выражено подлежащее? (Именем существительным.)
- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом.) (Аналогично разбирают другие предложения.)
- На какой вопрос отвечает глагол? (Что делает?)
- Измените первое предложение, чтобы оно стало распространенным. (Мальчик моет посуду щеткой.)
- Запишите предложение. Подчеркните основу.
V. Физкультминутка.
М ы немного отдохнём
И глаголы назовём:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,
Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Летать, умываться,
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!
- Вот мы получили полезный заряд. Продолжаем работу.
- Читаем правило на стр. 68. Какие выводы можно сделать?
VII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах.
А сейчас мы поработает с вами в парах.
На столе у вас лежат карточки, на которых записаны два столбика слов. Ваша задача подобрать к словам из первого столбика слово из второго столбика и соединить стрелочкой.
Какие слова записаны в первом столбике? К какой части речи они относятся?
А во втором? (глаголы)
Сможете ли вы сейчас самостоятельно подобрать к существительному глагол? Что для этого нужно сделать:
поставить вопрос.
Образец: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается…
Выполняем задание, у вас две минуты.
Проверяем, что у вас получилось.
Хорошо, молодцы.
Работа с учебником (стр. 68).
Упр. 118 (с. 69).
- Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского.
- Кто увидел ошибки?
- Что неправильно записал автор?
- Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница».)
- Помогите распутать эту путаницу. Запишите, кто из животных какие действия выполняет.
(Самостоятельная работа. Проверка — один ученик читает, остальные проверяют. Хлопком отмечают ошибку.)
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?. (Крякают, квакают, хрюкают.)
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали?. (Зажужжали, заржали, зачирикали.)
— Оцените себя.
Задание «Верные и неверные утверждения».
Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности.
Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
(Если вы согласны с утверждением нарисуйте рядом зёлёный кружок, если нет красный). (3 вопроса № 2,4,6. )
IX. Рефлексия
(Выборочный диктант.)
— Выпишите из предложений только глаголы.
Таракан живет за печкой.
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки.
У него в чернилах щеки.
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил он долотом.
С. Маршак
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
«!» — молодец, все глаголы выписал.
«+» —хорошо, но есть 1—2 ошибки.
«—» — еще не всегда видишь глаголы.
VIII. Итоги урока.
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что показалось трудным?
- Каких достижений мы сегодня достигли? (оценка, самооценка).
- Спасибо за внимание!
X. Домашнее задание.
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение к концу нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями. Спасибо, вам.
Каждому я вручаю маленькое Солнышко, чтобы оно согревало и радовало вас.