СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.

(тема урока рассчитана на два часа)

Цели урока:

Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме, формировать умения определять лексическое значение слова, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

 

Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать умения применять новые знания на практике.

 

Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову; совершенствовать учебные умения и навыки; прививать любовь к предмету.

 

Задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Лексика»; подготовить учащихся к тестовой контрольной работе; развивать творческие способности учащихся.

 

Методы:комбинированный, словесный, игровой, наглядно-иллюстративный.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

 

Оборудование: компьютер, экран, презентации, словари, слайды.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.»

Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 15












Урок русского языка в 5 классе

Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Алтухова Галина Васильевна


















Февраль 2013



Тема. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.

(тема урока рассчитана на два часа)

Цели урока:

Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме, формировать умения определять лексическое значение слова, обучать самостоятельно пополнять свои знания.


Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать умения применять новые знания на практике.


Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову; совершенствовать учебные умения и навыки; прививать любовь к предмету.


Задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Лексика»; подготовить учащихся к тестовой контрольной работе; развивать творческие способности учащихся.


Методы: комбинированный, словесный, игровой, наглядно-иллюстративный.


Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.


Оборудование: компьютер, экран, презентации, словари, слайды.


Ход урока.


І. Организационный момент.


ІІ.Проверка домашнего задания.


ІІІ. Актуализация опорных знаний.


В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.


- Предлагаю вам загадку, чтоб пошло все по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … слово.

- А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и т.д.)

Кроссворд.

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?

  2.  Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?

  3.  Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?

  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?

  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?

  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?

  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Слайд 1. Ответ:

IV. Постановка целей и задач урока.


V. Мотивация учебной деятельности школьников.


- Сегодня мы с вами отправимся в путешествия по стране Лексика. Давайте заедем в гости в первый город, который нас ждет. Что это? Все жители очень похожи между собой.


VI. Изучение и закрепление нового материала.

  1. Слайд 2, презентация.

Бобѐр, в Лисе души не чая, 
К ней заглянул на чашку чая 
И вежливо спросил: “Не помешал?” 
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!” 
И села в кресло мягкое напротив, 
И ложечкою чай он помешал.

- Я думаю, что каждый из нас видит одинаковые, на первый взгляд, слова. 
Но все-таки, что в них разного? Как мы называем такие слова?

2) Слайд 3, презентация.

-  Итак, жителей первого города вы узнали. Это ОМОНИМЫ - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3) Физкультминутка.


Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь (прыжки),

Будто мой упругий мяч.


4) Инсценировка рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


- Почему мальчики долго не понимали друг друга?


5) Работа с толковым словарем Ожегова С.И.


6) Работа с учебником. Выполнение упражнения 226.

-  Следующий город, в который мы прибыли, тоже очень необычный. Но у жителей беда! Все между собой перепутались! Давайте поможем им!

Слайд 4, презентация.

Перед нами слова. Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить?

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбить, полемика, храбрый, тосковать, оберегать, решительный.

Слайд 5, презентация. 

- Давайте посмотрим, какие группы получились.

  • 1-я группа: спор, дебаты, дискуссии, полемика;

  • 2-я группа: смелый, отважный, бесстрашный, решительный, храбрый;

  • 3-я группа: горевать, грустить, скорбить, тосковать, печалиться;

  • 4-я группа: защищать, оберегать, оборонять, охранять.

- Ребята, как получились такие группы?

- По какому признаку вы их объединили?

- Как мы называем такие слова?

Слайд 6, презентация. 

- Жителей и этого города вы узнали. Это СИНОНИМЫ (гр. synonymos) – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

7) Найдите лишнее слово:


Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

- Подберите синонимы из слов-справок к данным на доске словам.


8) – Все ли слова имеют синонимы?


- Есть ли слова, которые не имеют синонимов? Приведите примеры.

Бабочка, балет, бандероль.

- Есть ли слова, которые имеют только один синоним? Приведите примеры.

Бегемот – гиппопотам.

Канат – трос.

Карлик – лилипут.

- А некоторые слова имеют очень много синонимов. Например: красный – алый, багряный, бардовый, кровавый, пунцовый, пурпурный, рубиновый, земляничный, вишневый, малиновый и др.

- Запишите синонимы к слову зеленый. (Изумрудный, малахитовый, болотный, табачный и др.)


9) По словарю синонимов определите их лексическое значение.

Слайд 7.


10) Физкультминутка.

Вышла мышка как - то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (поворот вправо, влево).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони),

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседания)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (бег на месте).


11). Ребята, мы с вами уже проделали большой путь и покидаем королевство синонимов. Но, оказывается, есть еще одни жители страны Лексика, которые хотят нам себя показать.

Пришло письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать это письмо. «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми… (щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).»

- Что же за слова были пропущены? Это мы попали в царство антонимов.

Слайд 8презентация.

- Правильно, в этом городе живут АНТОНИМЫ. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Очень часто антонимы встречаются в произведениях устного народного творчества: загадках, поговорках, пословицах. Перед нами пословицы, но некоторые слова в них пропущены. Наша задача – закончить фразы.

Слайд 9презентация.

  • Ученье – свет, а неученье - …тьма

  • Корень учения горек, а плод … сладок

  • Мягко стелет, да жестко…спать

  •  Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает

  •  За маленьким погнался, а … большое потерял

  • Легко сказать, да…. трудно сделать

  • Правой рукой строит, а левой…разрушает

  • Лучшая вещь новая, лучший друг …. старый

  • Знай больше, говори … меньше

  • Не бойся врага умного, а бойся друга …. глупого

- Разберите слова «строит» и «разрушает» по составу.

- Устно продолжите строчки из стихотворения поэта В. В. Маяковского.

Крошка сын к отцу пришел.

И спросила кроха: ( дети продолжают).

- Что такое хорошо и что такое плохо?

(Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идет; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют).

Здоровье – болезнь

Ясно – пасмурно

Счастье – горе

- А что ответил отец сыну а стихотворении Маяковского?


- Так что такое антонимы?


И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь … низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь … близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты … нашел.

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ну отвечай … конец.


12) Знакомство со словарем антонимов.


VII. Обобщение изученного материала.


Интерактивное тестирование. Слайд 10.


Самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы.

I вариант: легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача (простая, сложная), легкий мороз (слабый, сильный).

II вариант: большие дети (взрослые, маленькие), большой успех (крупный, незначительный), большой вопрос (важный, незначительный, маловажный).


VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.



IX. Домашнее задание (дифференциация):


  1. Составить словарь антонимов (5 слов).

  2. Составить словарь синонимов (5 слов).

(тематика: космический словарь;

словарь моих любимых слов;

спортивный словарь;

школьный словарь;

словарь вежливых слов).

  1. Нарисовать страну Лексику.

  2. Написать рассказ «Как в доме появился друг», используя омонимы, синонимы, антонимы.


Х. «На закуску»


Лингвистическая сказка «Путешествие по стране Лингвинии».

В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об жэтом сочинили и любили распевать ее перед туристами:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.

Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению. Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.

Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких – толстыми, зрячих – слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий с низким, далеко – с близко. Однако

Вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.

Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.

Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом – словарь.

- А теперь скажите, как называется такой словарь и для чего он предназначен?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!