Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Язык и языкознание"»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Язык и языкознание»
Ход урока
I. Орг. Момент
II. Мотивация учебной деятельности.
1)Просмотр короткометражного мультфильма «День и Ночь» (не полностью, но 2.30 минуты).
2) Беседа.
-Как, по- вашему, о чем этот мультфильм? Как можно назвать мультфильм?
-Почему День и Ночь не смогли понять друг друга?
(необходимо подвести детей к мысли о том, что герои не смогли понять друг друга, так как не могли выразить свои мысли- не могли говорить)
- Давайте предположим, чем закончится мультфильм? В конце урока мы досмотрим его и посмотрим, были ли вы правы.
III. Целеполагание.
1. Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Каковы наши цели сегодня на занятии?
1.Рассмотреть понятие язык, его функции, познакомиться с наукой, которая занимается изучением языка (запись в тетрадь).
IV. Изучение нового материала.
1) Знакомство с учебником.
2) Знакомство с теорией.
- стр.4 (учебник)
(Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова, рассмотрение значений слова язык)
- работа со схемой (упр. 2)
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
1) Упражнение.
Распредели разделы языкознания по ярусам «пирамиды» с указанием единицы языка, которую изучает раздел. (Работа в парах)
2) Проверка выполнения.
VII. Подведение итогов урока.
1) Беседа.
- Молодцы! Посмотрите, вы, как День и Ночь, работали в паре, и работали продуктивно! Давайте проверим, что же случилось с нашими героями.
2) Просмотр мультфильма до конца.
3) Обсуждение концовки мультфильма.
-Для чего нам нужен язык?
-Почему так важно его изучать?
-Почему наука о языке имеет множество разделов?
4) Слово учителя.
- Мы с вами такие же, как и День и Ночь: такие же разные. Но у нас есть великий дар- язык. И мы должны им всегда пользоваться, но правильно.
- Я хочу, чтобы вы обнялись с соседом, как День и Ночь. И чтобы никакие различия между вами не мешали разговаривать и договариваться.
VIII. Домашнее задание.
-Упр.4 ( письменный ответ на вопрос), знать теорию параграфа 1.