Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово у вас к уроку? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | На прошлом уроке вы узнали о том, что такое однородные члены предложения, как их определить в тексте. Запишите число, классная работа и оставьте строчку. Давайте выполним задание на повторение (на слайде): запишите предложения, найдите грамматическую основу, выделите дополнение и определение. Не забудьте написать вопросы, на которые они отвечают. Два человека идут к доске и получают оценку, остальные работают в тетрадях. Принесли ребята лягушку. Мы накрыли банку крышкой. Нарезали мы хлеба. Испугалась медведе быстрая куница. «Верно-неверно» А сейчас проверим ваши знания. Я зачитываю утверждение, вы отвечаете, верное оно или нет. Если утверждение неверное, то исправляете на правильный вариант. 1. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. 2. Кроме подлежащего и сказуемого в предложении есть второстепенные члены: дополнение, определение и сказуемое. 3. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех падежей. 4. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей? Все молодцы! Я вижу ваши знания! | 2 учащихся работают у доски, остальные – на местах в тетрадях. Примерные ответы: Верно! Неверно! Кроме подлежащего и сказуемого в предложении есть второстепенные члены: дополнение, определение (могут назвать обстоятельство). Неверно! Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме И. п.). Верно! |
Формулирование темы и цели урока | Посмотрите на экран (упр. 448 в учебнике). Сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Прочитайте текст. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Как вы думаете, к каким членам предложения они относятся? Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда морковки. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась. Скачет, бегает по комнате. А теперь я хочу, чтобы вы помогли мне с темой урока! Предыдущее задание будет вам подсказкой. О какой части речи мы сегодня будем говорить? Верно! Мы продолжаем говорить о второстепенных членах предложения, а тема нашего сегодняшнего урока: «Обстоятельство». Запишите её. | Читают текст (1 учащийся вслух). Примерный ответ: выделенные слова отвечают на вопросы куда? (домой, в ящик, туда), откуда? (из аптечки), как? (совсем), где? (по комнате). Эти слова относятся к второстепенным членам предложения и являются обстоятельством места, образа действия. Примерный ответ: о такой части речи, как обстоятельство. Записывают тему. |
Изучение нового материала | Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте правило в синей рамке. Схема на доске: [Гром вдали гремит раскатом]. Обратите внимание на схему. Вопрос мы задаём от сказуемого, уточняем и конкретизируем действие. Это и будет обстоятельством Ребята, при изучении какой темы вы уже встречались с подобными вопросами. Верно! Обратите внимание, что вопросы наречия – это вопросы обстоятельства. Теперь выполним упр. 449 устно. Для начала прочитайте рубрику «Для справки». Вам нужно подобрать и вставить на место вопросов слова. Также определите, какие это члены предложения, какие части речи? Обратимся к упр. 451. Здесь дан текст. Перепишите его, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор. Выделите грамматическую основу и обстоятельства (к нему обязательно задайте вопрос). 2 человека работают у доски, остальные – в тетрадях. + попросить определить количество главных членов в простых предложениях (1, 4, 5, 6 предложения) и провести морфемный разбор (просыпаешься, соседнего). | Читают правило из учебника (1 учащийся вслух) Примерный ответ: при изучении наречия. Выполняют упражнение на местах, отвечают устно, получают комментарии учителя и поправки (при необходимости). 1 абзац (3 предложения) – 1 ученик. 2 абзац (3 предложения) – 2 ученик. Выполняют упражнение на местах, отвечают устно, получают комментарии учителя и поправки (при необходимости). |
Закрепление изученного на уроке | Выполните разбор по членам предложения. По одному выходим и работам у доски, остальные - на местах в тетрадях: 1.Мальчик бодро поднялся на гору и подправил крепления. 2.Лёгкий ветерок весело гонит листочки. 3.На озере мы часто ловим рыбу. | 1. Мальчик бодро поднялся на гору и подправил крепления. 2. Лёгкий ветерок весело гонит листочки. 3. На озере мы часто ловим рыбу. |
Объяснение домашнего задания | Ребята, сегодня я хочу задать вам домашнюю работу необычным способом. На экране вы видите 2 разных фигуры. Под каждой прячется домашнее задание. Выберите фигуру и узнайте его (Можно провести голосование: поднимают руки). Звезда – упр. 450 Пятиугольник – упр. 452 + ЗСП-14 обязательно | Выбирают фигуру, записывают домашнее задание. |
Подведение итогов, рефлексия | Подведём итог занятия. Над каким второстепенным членом мы сегодня работали? На какие вопросы обстоятельство отвечает? Чем, обычно, бывает выражено обстоятельство? Понравился ли вам урок? Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! | Примерные ответы: Над обстоятельством. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? каким образом? когда? как долго? Обстоятельство обычно выражаются наречиями или именами существительными. |