СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой "Второстепенные члены предложения (обстоятельство)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Второстепенные члены предложения (обстоятельство)

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: закрепить имеющиеся умения находить в предложении обстоятельство, отличать его от дополнения и других второстепенных членов.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой "Второстепенные члены предложения (обстоятельство)"»



Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Тема урока: Второстепенные члены предложения (обстоятельство)

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: закрепить имеющиеся умения находить в предложении обстоятельство, отличать его от дополнения и других второстепенных членов.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово у вас к уроку?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний


На прошлом уроке вы узнали о том, что такое однородные члены предложения, как их определить в тексте.

Запишите число, классная работа и оставьте строчку.


Давайте выполним задание на повторение (на слайде): запишите предложения, найдите грамматическую основу, выделите дополнение и определение. Не забудьте написать вопросы, на которые они отвечают.

Два человека идут к доске и получают оценку, остальные работают в тетрадях.


  1. Принесли ребята лягушку.

  2. Мы накрыли банку крышкой.

  3. Нарезали мы хлеба.

  4. Испугалась медведе быстрая куница.


«Верно-неверно»

А сейчас проверим ваши знания. Я зачитываю утверждение, вы отвечаете, верное оно или нет. Если утверждение неверное, то исправляете на правильный вариант.

1. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.


2. Кроме подлежащего и сказуемого в предложении есть второстепенные члены: дополнение, определение и сказуемое.


3. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех падежей.


4. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?


Все молодцы! Я вижу ваши знания!








2 учащихся работают у доски, остальные – на местах в тетрадях.
















Примерные ответы:

  1. Верно!


  1. Неверно! Кроме подлежащего и сказуемого в предложении есть второстепенные члены: дополнение, определение (могут назвать обстоятельство).



  1. Неверно! Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме И. п.).


  1. Верно!




Формулирование темы и цели урока


Посмотрите на экран (упр. 448 в учебнике). Сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Прочитайте текст. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Как вы думаете, к каким членам предложения они относятся?


Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда морковки. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась. Скачет, бегает по комнате.


А теперь я хочу, чтобы вы помогли мне с темой урока! Предыдущее задание будет вам подсказкой. О какой части речи мы сегодня будем говорить?


Верно! Мы продолжаем говорить о второстепенных членах предложения, а тема нашего сегодняшнего урока: «Обстоятельство». Запишите её.








Читают текст (1 учащийся вслух).

Примерный ответ: выделенные слова отвечают на вопросы куда? (домой, в ящик, туда), откуда? (из аптечки), как? (совсем), где? (по комнате).


Эти слова относятся к второстепенным членам предложения и являются обстоятельством места, образа действия.


Примерный ответ: о такой части речи, как обстоятельство.




Записывают тему.

Изучение нового материала

Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте правило в синей рамке.


Схема на доске: [Гром вдали гремит раскатом]. Обратите внимание на схему. Вопрос мы задаём от сказуемого, уточняем и конкретизируем действие. Это и будет обстоятельством


Ребята, при изучении какой темы вы уже встречались с подобными вопросами.


Верно! Обратите внимание, что вопросы наречия – это вопросы обстоятельства.


Теперь выполним упр. 449 устно. Для начала прочитайте рубрику «Для справки». Вам нужно подобрать и вставить на место вопросов слова. Также определите, какие это члены предложения, какие части речи?


Обратимся к упр. 451. Здесь дан текст. Перепишите его, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор. Выделите грамматическую основу и обстоятельства (к нему обязательно задайте вопрос).

2 человека работают у доски, остальные – в тетрадях.

+ попросить определить количество главных членов в простых предложениях (1, 4, 5, 6 предложения) и провести морфемный разбор (просыпаешься, соседнего).


Читают правило из учебника (1 учащийся вслух)








Примерный ответ: при изучении наречия.






Выполняют упражнение на местах, отвечают устно, получают комментарии учителя и поправки (при необходимости).




1 абзац (3 предложения) – 1 ученик.

2 абзац (3 предложения) – 2 ученик.

Выполняют упражнение на местах, отвечают устно, получают комментарии учителя и поправки (при необходимости).






Закрепление изученного на уроке


Выполните разбор по членам предложения. По одному выходим и работам у доски, остальные - на местах в тетрадях:


1.Мальчик бодро поднялся на гору и подправил крепления.

2.Лёгкий ветерок весело гонит листочки.

3.На озере мы часто ловим рыбу.





1. Мальчик бодро поднялся на гору и подправил крепления.

2. Лёгкий ветерок весело гонит листочки.

3. На озере мы часто ловим рыбу.

Объяснение домашнего задания


Ребята, сегодня я хочу задать вам домашнюю работу необычным способом.

На экране вы видите 2 разных фигуры. Под каждой прячется домашнее задание. Выберите фигуру и узнайте его (Можно провести голосование: поднимают руки).

Звезда – упр. 450

Пятиугольник – упр. 452

+ ЗСП-14 обязательно


Выбирают фигуру, записывают домашнее задание.

Подведение итогов, рефлексия


Подведём итог занятия.

  1. Над каким второстепенным членом мы сегодня работали?

  2. На какие вопросы обстоятельство отвечает?

  3. Чем, обычно, бывает выражено обстоятельство?


Понравился ли вам урок? Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!


Примерные ответы:

  1. Над обстоятельством.

  2. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? каким образом? когда? как долго?

  3. Обстоятельство обычно выражаются наречиями или именами существительными.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!