Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Макаричская основная общеобразовательная школа
Урок русского языка в 5 классе
на тему:
«Гласные буквы и
обозначающие их звуки»
Подготовила Капустина Елена Владимировна
Тема: Гласные буквы и обозначающие их звуки.
Цели урока: 1) продолжить работу по теме «Фонетика»; повторить изученное на предыдущем уроке; научиться «видеть» двойную роль букв е, ё, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
2) сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования;
3) развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
4) воспитывать культуру письма, речи.
Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово яичница. (Слайд №7). Обратите внимание, что произносится оно по-другому (с сочетанием шн . Каково лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо).
- Давайте составим с этим словом словосочетание. (Вкусная яичница). (Слайд №8)
- Теперь давайте составим предложение с этим словосочетанием, запишем его и произведём синтаксический разбор. (Н-р: Мама приготовила вкусную яичницу.)
3. Повторение.
- А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые вы используете на каждом уроке, повторим их.
- Обратите внимание на слайд №9, который называется «Второстепенные члены предложения». Он содержит подсказку. Ответьте на вопросы.
- На какие вопросы отвечает обстоятельство?
- Словами какой части речи чаще всего выражается дополнение?
- Как подчёркивается определение?
4. Актуализация знаний.
Орфографический диктант (слайд №6)
Уд..вительный пейзаж, р..деть на востоке, объед..нить людей, разд..вался крик, посв..тить рассказ, др..жать от холода, прибл..жаться к дому.
- Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете?
- Что же такое фонетика? (Слайд №2)
- А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде (слайд №3)
- Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные)
- Сколько всего гласных букв? (10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Ребята, я вам подскажу, как легче запомнить эту цифру. Для этого нужно вспомнить, сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
- Почему так происходит, что гласных звуков меньше, чем букв? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать один или два звука.
5. Объяснение нового материала.
Целевая установка:
Сказка о буквах – актёрах
Жили – были в прекрасной стране, которая называлась Фонетика, десять сестёр, десять букв. Были они очень друг на друга похожи: всех их до одной называли гласными, но перепутать их было нельзя. Каждая сестра носила своё имя. Жили они очень дружно. Друг другу помогали, других в беде не оставляли. И вот однажды в один из чудесных летних дней резвились сёстры на лужайке у пруда. И никто не заметил, как четыре гласных буквы Е, Ё, Ю, Я отделились от всех и подошли к пруду. Долго они вглядывались в своё отражение. Вдруг одна из них воскликнула: «А ведь мы не такие, как все остальные сёстры!» Она добавила: «Мы и внешне от них отличаемся и выполняем в два раза больше работы». Буква Ю сказала: «Мы буквы – актёры, мы играем роли в отличие от наших сестёр». Буква Е недоумённо пожала плечами.
«Да, да, да! – закричала Ю. – В одном слове мы, как и все гласные, обозначаем один звук, а в другом – два звука!»
Поднялся переполох. Буквы Е, Ё, Ю. Я так громко спорили, что на шум сбежались все остальные сёстры. Когда они поняли, в чём дело, то не согласились с буквами Е, Ё, Ю. Я. Они ни за что не хотели считать их буквами – актёрами.
- А на чьей стороне вы? Согласны ли вы, что буквы е, ё, ю, я действительно актёры? В конце урока мы ответим на эти вопросы.
- Выполним упражнение №54. Прочитайте задание. Работаем с первой парой слов. Записываем слова. К доске идёт …
- Проследите и скажите, где стоят буквы е, ё, ю, я?
- Сколько звуков они обозначают?
- После каких согласных они стоят в словах мёд, люк, мель, мяч? (После мягких)
- Решите пропорцию. (слайд №10)
Я= Ю= Ё= Е=
А У ? ?
- Что вы вставите после вопросительного знака? Почему?
- Подведём итог: так когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Слайд №11) (Обозначают один звук, когда стоят после мягкой согласной).
- Работаем со словами. Ем, ёлка, юг, ясный. К доске идёт …
йэ йо йу йа
- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слова)
- Сколько звуков они обозначают? (2)
- Какие это звуки? (йэ, йо, йа, йу) (Слайд №12)
- С какого словарного слова мы начинали сегодняшний урок? (Яичница)
- Подходит ли оно под наше правило? (Да)
- Сколько звуков обозначает буква я и почему? (Два, потому что стоит в начале слова).
- Подведите итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, то обозначают два звука). (Слайд №12)
- Записываем слова. Боец, приём, каюта, стоят. К доске идёт …
йэ йо йу йа
- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После гласной)
- Сколько звуков обозначают? (2)
- Подведём итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после гласной, то обозначают два звука).
- Записываем следующие слова.
Отъезд, съёмка, вьюга, обезьяна.
йэ йо йу йа
- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После мягкого и твёрдого знаков).
- Сколько звуков они обозначают? (2)
- Подведём итог этому исследованию. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после ь или ъ знаков, то обозначают 2 звука). (Слайд №13)
- На странице 28 учебника прочитайте правило.
Работа со схемой – упр. 55
- В виде таблицы это правило можно изобразить так… (Слайды №14, 15)
6. Закрепление материала.
Слайд №16.
Прочитайте слова на экране. Что происходит с согласной буквой Р в первом слове? (Она стала мягкой). А если поменяем гласную на А (слово рад)? (она станет твёрдой).
- Следовательно, буквы е, ё, ю, я смягчают впереди стоящий согласный. Слайд №17.
- Приведите ещё примеры таких слов.
Просмотр слайда №18.
- Сделайте вывод: какая роль у гласных е, ё, ю, я? (ответ уч-ся)
- Упражнение 56. Сколько звуков может обозначать буква И в словах?
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д / з: параграф 7 (выучить правило), упр. 59.
- Отложите дневники и продолжаем работать.
У вас на партах лежат по три листка с заданиями. Одно из них посложнее – это тест, а второе и третье полегче – заполнить таблицу. Выберите одно из них и выполните там же.
Подведём итог урока.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Сколько выводов сделали?
- Какую роль играют эти буквы? (Смягчают и обозначают два звука).
- Согласны ли вы, что названные вами буквы актёры? Почему?
-При каком условии е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука?
- Заканчивая урок, давайте ещё раз вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились.
- Спасибо за работу. До свидания.
На «5» Тест
Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного
а) рожь; б) съёмка; в) корабль; г) полночь
2. Укажите слово с разделительным мягким знаком
а) просьба; б) тоньше; в) медвежья; г) сельский
3. Укажите слово, в котором буква я обозначает два звука
а) ясный; б) сяду; в) память; г) мячик
4. Укажите слово из шести звуков
а) съёмка; б) яровой; в) нежный; г) чётная
5. Укажите слово, в котором буква ё обозначает один звук
а) съёжиться; б) лёд; в) ёж; г) поёт.
На «4». Заполни таблицу примерами
Заполните таблицу, записав по одному примеру в каждую пустую графу.
Буквы | Роль букв в слове |
Обозначают два звука | Смягчают предшествующий согласный |
Е | | |
Ё | | |
Ю | | |
Я | | |
На «3». Расположите данные ниже слова в таблице.
Юла, ягода, ель, лес, люк, ёж, мячик, лёд.
Буквы | Роль букв в слове |
Обозначают два звука | Смягчают предшествующий согласный |
Е | | |
Ё | | |
Ю | | |
Я | | |