СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Гласные буквы и обозначающие их звуки»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка в 5 классе .на тему гласные буквы и звуки

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: «Гласные буквы и обозначающие их звуки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Макаричская основная общеобразовательная школа










Урок русского языка в 5 классе

на тему:


«Гласные буквы и


обозначающие их звуки»








Подготовила Капустина Елена Владимировна





Тема: Гласные буквы и обозначающие их звуки.

Цели урока: 1) продолжить работу по теме «Фонетика»; повторить изученное на предыдущем уроке; научиться «видеть» двойную роль букв е, ё, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

2) сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования;

3) развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

4) воспитывать культуру письма, речи.


Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово яичница. (Слайд №7). Обратите внимание, что произносится оно по-другому (с сочетанием шн . Каково лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо).

- Давайте составим с этим словом словосочетание. (Вкусная яичница). (Слайд №8)

- Теперь давайте составим предложение с этим словосочетанием, запишем его и произведём синтаксический разбор. (Н-р: Мама приготовила вкусную яичницу.)

3. Повторение.

- А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые вы используете на каждом уроке, повторим их.

- Обратите внимание на слайд №9, который называется «Второстепенные члены предложения». Он содержит подсказку. Ответьте на вопросы.

- На какие вопросы отвечает обстоятельство?

- Словами какой части речи чаще всего выражается дополнение?

- Как подчёркивается определение?

4. Актуализация знаний.

Орфографический диктант (слайд №6)

Уд..вительный пейзаж, р..деть на востоке, объед..нить людей, разд..вался крик, посв..тить рассказ, др..жать от холода, прибл..жаться к дому.

- Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете?

- Что же такое фонетика? (Слайд №2)

- А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде (слайд №3)

- Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные)

- Сколько всего гласных букв? (10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Ребята, я вам подскажу, как легче запомнить эту цифру. Для этого нужно вспомнить, сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему так происходит, что гласных звуков меньше, чем букв? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать один или два звука.

5. Объяснение нового материала.

Целевая установка:

Сказка о буквах – актёрах

Жили – были в прекрасной стране, которая называлась Фонетика, десять сестёр, десять букв. Были они очень друг на друга похожи: всех их до одной называли гласными, но перепутать их было нельзя. Каждая сестра носила своё имя. Жили они очень дружно. Друг другу помогали, других в беде не оставляли. И вот однажды в один из чудесных летних дней резвились сёстры на лужайке у пруда. И никто не заметил, как четыре гласных буквы Е, Ё, Ю, Я отделились от всех и подошли к пруду. Долго они вглядывались в своё отражение. Вдруг одна из них воскликнула: «А ведь мы не такие, как все остальные сёстры!» Она добавила: «Мы и внешне от них отличаемся и выполняем в два раза больше работы». Буква Ю сказала: «Мы буквы – актёры, мы играем роли в отличие от наших сестёр». Буква Е недоумённо пожала плечами.

«Да, да, да! – закричала Ю. – В одном слове мы, как и все гласные, обозначаем один звук, а в другом – два звука!»

Поднялся переполох. Буквы Е, Ё, Ю. Я так громко спорили, что на шум сбежались все остальные сёстры. Когда они поняли, в чём дело, то не согласились с буквами Е, Ё, Ю. Я. Они ни за что не хотели считать их буквами – актёрами.

- А на чьей стороне вы? Согласны ли вы, что буквы е, ё, ю, я действительно актёры? В конце урока мы ответим на эти вопросы.


- Выполним упражнение №54. Прочитайте задание. Работаем с первой парой слов. Записываем слова. К доске идёт …

- Проследите и скажите, где стоят буквы е, ё, ю, я?

- Сколько звуков они обозначают?

- После каких согласных они стоят в словах мёд, люк, мель, мяч? (После мягких)


- Решите пропорцию. (слайд №10)

Я= Ю= Ё= Е=

А У ? ?

- Что вы вставите после вопросительного знака? Почему?

- Подведём итог: так когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Слайд №11) (Обозначают один звук, когда стоят после мягкой согласной).

- Работаем со словами. Ем, ёлка, юг, ясный. К доске идёт …

йэ йо йу йа

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слова)

- Сколько звуков они обозначают? (2)

- Какие это звуки? (йэ, йо, йа, йу) (Слайд №12)

- С какого словарного слова мы начинали сегодняшний урок? (Яичница)

- Подходит ли оно под наше правило? (Да)

- Сколько звуков обозначает буква я и почему? (Два, потому что стоит в начале слова).

- Подведите итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, то обозначают два звука). (Слайд №12)

- Записываем слова. Боец, приём, каюта, стоят. К доске идёт …

йэ йо йу йа

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После гласной)

- Сколько звуков обозначают? (2)

- Подведём итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после гласной, то обозначают два звука).

- Записываем следующие слова.

Отъезд, съёмка, вьюга, обезьяна.

йэ йо йу йа

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После мягкого и твёрдого знаков).

- Сколько звуков они обозначают? (2)

- Подведём итог этому исследованию. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после ь или ъ знаков, то обозначают 2 звука). (Слайд №13)

- На странице 28 учебника прочитайте правило.

Работа со схемой – упр. 55

- В виде таблицы это правило можно изобразить так… (Слайды №14, 15)

6. Закрепление материала.

Слайд №16.

Прочитайте слова на экране. Что происходит с согласной буквой Р в первом слове? (Она стала мягкой). А если поменяем гласную на А (слово рад)? (она станет твёрдой).

- Следовательно, буквы е, ё, ю, я смягчают впереди стоящий согласный. Слайд №17.

- Приведите ещё примеры таких слов.

Просмотр слайда №18.

- Сделайте вывод: какая роль у гласных е, ё, ю, я? (ответ уч-ся)

- Упражнение 56. Сколько звуков может обозначать буква И в словах?


- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

Д / з: параграф 7 (выучить правило), упр. 59.

- Отложите дневники и продолжаем работать.

У вас на партах лежат по три листка с заданиями. Одно из них посложнее – это тест, а второе и третье полегче – заполнить таблицу. Выберите одно из них и выполните там же.

Подведём итог урока.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Сколько выводов сделали?

- Какую роль играют эти буквы? (Смягчают и обозначают два звука).

- Согласны ли вы, что названные вами буквы актёры? Почему?

-При каком условии е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука?

- Заканчивая урок, давайте ещё раз вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились.

- Спасибо за работу. До свидания.

На «5» Тест

  1. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного

а) рожь; б) съёмка; в) корабль; г) полночь

2. Укажите слово с разделительным мягким знаком

а) просьба; б) тоньше; в) медвежья; г) сельский

3. Укажите слово, в котором буква я обозначает два звука

а) ясный; б) сяду; в) память; г) мячик

4. Укажите слово из шести звуков

а) съёмка; б) яровой; в) нежный; г) чётная

5. Укажите слово, в котором буква ё обозначает один звук

а) съёжиться; б) лёд; в) ёж; г) поёт.


На «4». Заполни таблицу примерами

Заполните таблицу, записав по одному примеру в каждую пустую графу.


Буквы

Роль букв в слове

Обозначают два звука

Смягчают предшествующий согласный

Е



Ё



Ю



Я




На «3». Расположите данные ниже слова в таблице.

Юла, ягода, ель, лес, люк, ёж, мячик, лёд.


Буквы

Роль букв в слове

Обозначают два звука

Смягчают предшествующий согласный

Е



Ё



Ю



Я





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!