СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«БОБРИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. В.ТАТАРЕНКО»









Разработка урока по русскому языку

в 5 классе

по теме «Обращение»








Подготовила: Токарева С.Н.




Тема. Обращение

Цель: повторить и углубить изученное об обращении; формировать навыки определения обращения в речи, расставлять знаки препинания в предложениях с обращением; развивать творческие способности, расширять предложения обращениями, конструировать предложения по опорным словам; воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, подборка из песен

Ход урока

  1. Организационный момент

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сделаем ещё один шаг в страну прекрасную, что нас так завораживает, обогащает речь. А будем мы путешествовать.

- Вы любите путешествовать?

- Что дают вам путешествия? (познать что-то новое, побывать в любимых местах)

Вот мы и отправимся в путь на нашем поезде, чтобы получить новые знания и впечатления.

  1. Актуализация опорных знаний

Но сначала мы должны получить допуск на посадку. Для этого проведем блиц-опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает синтаксис?

- Что изучает пунктуация?

- Что такое предложение?

- Какие есть характеристики предложения? (простое или сложное; односоставное или двусоставное; распространенное или нераспространенное; повествовательное, побудительное или вопросительное; восклицательное или невосклицательное; осложненное или нет) (раздаются билеты)

3 Усвоение нового материала с опорой на изученное раннее.

Ну что ж допуск получили . А теперь определим маршрут. Сегодня мы

поедем по пути, который поможет нам вспомнить изученное раннее об

обращении, познакомиться со способами его выражения, а так же

сферами его употребления. Поэтому давайте запишем в тетрадях число

и тему урока. (запись).

Ну что ж, всем счастливого пути. Наиболее активным участникам будут выдаваться контрамарки.

Словарная работа

Контрама́рка (фр. contre — добавочный + фр. marque — значок): Временная квитанция, выданная до получения какого-либо документа и временно его заменяющая.

Они и помогут нам оценить вашу работу на уроке.

Станция Всезнайка

Давайте займем свои места и в путь. Первая остановка «Всезнайка».

Нам необходимо на этой станции выполнить ряд заданий, чтоб двигаться дальше. Сейчас все вместе разберем предложение.

Не забывайте, мои юные друзья, что любовь к Родине начинается с малого – любви к своему двору, улице, городу или селу.

- Беседа

1. Есть ли в этом предложении обращение?

2. Дайте определение.

3. Вспомните, где оно может располагаться?

4. Как выделяется в устной речи?

5. А на письме?

Откройте учебники на стр.98. Давайте прочитаем диалог по ролям.

Какой вывод вы можете сделать из прочитанного? (очень важно , как будет выглядеть наше обращение в зависимости от того, к кому мы обращаемся с речью)

Итак, после посещения станции «Всезнайка» у вас появились впечатления. Какие?

Станция «Умельцы»

Станция «Умельцы» приветствует нас. Ответьте, как часто в нашей жизни присутствуют обращения? Давайте проанализируем. Дома при общении с близкими присутствуют? А в школе? При общении с друзьями? Вот давайте и составим диалог из 5-6 реплик.

1 купе – Утро в семье

2 купе – На уроке русского языка

3 купе – После уроков с друзьями

4 купе – Случайная встреча

После обыгрывания диалога, вы должны назвать обращеня, которые употребили в речи.

Прекрасно справились с заданием на станции «Умельцы»

Станция «Песенная»

Молодцы! А теперь движемся на станцию «Песенную». Вам необходимо, прослушав отрывок из песни, записать обращение, которое там присутствует.

По цепочке каждое купе прослушивает песню и записывает обращение, которое встречается там. Всем по 3 песни. Готовы?

(1. «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…»,

2. « Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»,

3. «Маруся, о чем ты слезы льешь…»,

4. «Где же вы теперь, друзья-однополчане…»,

5. «Что тебе снится, крейсер «Аврора», в час , когда утро встает над Невой…»,

6. « Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…»,

7. « Александра, Александра, этот город наш с тобою, стали мы его судьбою, ты вглядись в его лицо,,,»,

8. «Расскажи, Снегурочка, где была, расскажика-ка, милая, как дела,,,»,

9. «Ой Мороз, Мороз, не морозь меня…»,

10. «Миленький ты мой, возьми меня с собой,,,»,

11.«Ты звучи, гитара моя милая, разгони ты грусть мою, печаль…», 12. «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда нынче спешить…»)

Станция «Сказочная»

Теперь на пути следования нашего поезда станция «Сказочная». Любите ли вы сказки? Вот и проверим, насколько вы их знаете. Во фразы из сказок нужно вставить уместные обращения. Работаем с карточками.

1 карточка.

- Мерзни, мерзни,….. !

- Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно,…. ?»

2 карточка.

- Ловись,…, большая и маленькая!

- Свет мой,… ! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3 карточка.

- Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся,… , разбранила меня моя старуха, не дает старику мне покоя…»

- Не ешь меня,… , я тебе песенку пропою».

4 карточка

- Здравствуй,…. , говорит он, -

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября».

- ….. , …. ! Стань к лесу задом, а ко мне передом.

Станция «Фантастическая»

Вижу, любите сказки. А как насчет сочинительства. Составьте предложения со следующимися обращениями.

1. Родная земля 2. Мама дорогая (1 купе)

1. Друзья 2. Отчий дом (2 купе)

1. Милый край 2. Родное село (3 купе)

1. Любимай сторона 2. Уважаемый ветеран (4 купе)

(учащиеся записывают свои предложения)

Станция «Грамотеи»

Ну и конечная наша станция «Грамотеи». Проверим, как вы на письме разберетесь с обращениями упр.214 у доски (по одному человеку из купе)

  1. Подведение итогов

Как ни хорошо в чужой сторонке, какие бы незабываемые впечатления мы не получили, путешествуя, нам всегда хочется вернуться домой, где нас с нетерпением ждут родные, которым вы и расскажете о своих приключениях.

- Вам понравилось сегодняшнее приключение?

- Какие знания вы получили?

4. Домашнее задание.

Параграф 42, упр.221.









ПРИЛОЖЕНИЕ

1 карточка.

- Мерзни, мерзни,….. !

- Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно,…. ?»

2 карточка.

- Ловись,…, большая и маленькая!

- Свет мой,… ! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3 карточка.

- Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся,… , разбранила меня моя старуха, не дает старику мне покоя…»

- Не ешь меня,… , я тебе песенку пропою».

4 карточка

- Здравствуй,…. , говорит он, -

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября».

- ….. , …. ! Стань к лесу задом, а ко мне передом.




1. Родная земля 2. Мама дорогая (1 купе)

1. Друзья 2. Отчий дом (2 купе)

1. Милый край 2. Родное село (3 купе)

1. Любимай сторона 2. Уважаемый ветеран (4 купе)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!