Урок русского языка в 5 классе по теме
« Предложения с обращениями»
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Проверка домашнего задания .
1. Словарный диктант «Кто грамотней»
2.Синтаксический разбор предложения. Схема.
Белки готовят на зиму
разнообразный корм: орехи,
шишки, грибы.
Актуализация знаний.
1. Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?
Чем различаются два одинаковых слова «гости»?
Тема, цели .
Сформулируйте тему нашего урока
Предложения с обращениями
Какие поставим цели?
- познакомиться
с понятием «обращение»,
находить их в предложении
- научиться
от подлежащего
- отличать
на письме и в устной речи
- выделять
Изучение нового
материала .
Понаблюдайте! Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся :
1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.) 2. Уходи, зима седая! (А. Майков) 3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.) 4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.) 5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.) 6. Я гриб нашла! Девочки!
Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения
... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе. ... берегите книги! ... прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
Ребята
Юные натуралисты
Дорогие читатели
Отличие обращения от подлежащего.
Дима прочитал книгу о животных.
Дима , прочитай книгу о животных.
Дима , ты прочитал книгу о животных?
Сделайте вывод о синтаксической роли обращений в предложении . Обращение является членом предложения?
Вывод
Вывод:
-Обращения бывают распространенные и нераспространенные;
- могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
- На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак
Физминутка
Закрепление
1)Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением
Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!
1) Маша читает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.
Работа по карточкам
Расставьте знаки препинания, найдите обращения.
1) Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло! 2) Вылезайте муравьи после зимней стужи. 3) Я радуюсь вашим успехам друзья. 4) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.) 5) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)
Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Все ли обращения уместны в речи?
Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович. Папа. Папуленька. Папаша. Мужчина. Старикан. Дедушка.
работа в группах.
Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы. Перед вами этикетные формулы-просьбы
Пожалуйста… Будьте так любезны… Будьте добры… Если вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не мог бы ты сейчас… Не выполнишь ли ты мою просьбу… Вы не могли бы сказать…
Ситуации:
1) Попросите своих родителей о покупке … 2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
1) Попросите своих родителей о покупке …
Защита работ.
2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Итоги урока
Рефлексия.
1) Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их решить? 2) Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме и в устной речи? 3) Как вы оцениваете свою работу на уроке
Чтение стихотворения учащимся.
Всем нам при общении Поможет обращение. Можно смело обратиться К людям, звездам или птицам. Только, друг, не забывай, Запятые расставляй.
Домашняя работа
§42 правило выучить,
выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина 6 предложений с обращениями.
Вы сегодня молодцы!