СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"»

Урок русского языка   в 5 классе по теме  « Предложения с обращениями»   Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.

Урок русского языка   в 5 классе по теме

« Предложения с обращениями»

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

г. Братска Иркутской обл.

Проверка домашнего задания . 1. Словарный диктант «Кто грамотней» 2.Синтаксический разбор предложения. Схема. Белки готовят на зиму  разнообразный корм: орехи,  шишки, грибы.

Проверка домашнего задания .

1. Словарный диктант «Кто грамотней»

2.Синтаксический разбор предложения. Схема.

Белки готовят на зиму

разнообразный корм: орехи,

шишки, грибы.

Актуализация знаний.  1. Гости князю поклонились,  Вышли вон и в путь пустились.   2. Чем вы, гости, торг ведете?   Чем различаются два одинаковых слова «гости»?

Актуализация знаний.

1. Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились.

2. Чем вы, гости, торг ведете?

Чем различаются два одинаковых слова «гости»?

Тема, цели . Сформулируйте тему нашего урока Предложения с обращениями Какие поставим цели? - познакомиться с понятием «обращение», находить их в предложении - научиться от подлежащего - отличать на письме и в устной речи - выделять

Тема, цели .

Сформулируйте тему нашего урока

Предложения с обращениями

Какие поставим цели?

- познакомиться

с понятием «обращение»,

находить их в предложении

- научиться

от подлежащего

- отличать

на письме и в устной речи

- выделять

  Изучение нового материала . Понаблюдайте!  Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся : 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)  2. Уходи, зима седая! (А. Майков)  3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)  4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи.  (Л. Яхнин.)   5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)  6. Я гриб нашла! Девочки!

Изучение нового

материала .

Понаблюдайте! Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся :

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.) 2. Уходи, зима седая! (А. Майков) 3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.) 4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.) 5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.) 6. Я гриб нашла! Девочки!

Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения ... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.  ... берегите книги!   ... прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”. Ребята Юные натуралисты Дорогие читатели

Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения

... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе. ... берегите книги!  ... прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

Ребята

Юные натуралисты

Дорогие читатели

Отличие обращения от подлежащего.   Дима  прочитал книгу о животных.  Дима , прочитай книгу о животных.  Дима , ты прочитал книгу о животных? Сделайте вывод о синтаксической роли обращений в предложении . Обращение является членом предложения?

Отличие обращения от подлежащего.  

Дима  прочитал книгу о животных.

Дима , прочитай книгу о животных.

Дима , ты прочитал книгу о животных?

Сделайте вывод о синтаксической роли обращений в предложении . Обращение является членом предложения?

Вывод Вывод:  -Обращения бывают распространенные и нераспространенные;  - могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.  - На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак

Вывод

Вывод:

-Обращения бывают распространенные и нераспространенные;

- могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

- На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак

Физминутка

Физминутка

Закрепление   1)Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу! 1) Маша читает книгу о путешествиях.   2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.

Закрепление

1)Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением

Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!

1) Маша читает книгу о путешествиях.  2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.

Работа по карточкам  Расставьте знаки препинания, найдите обращения.    1) Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!   2) Вылезайте муравьи после зимней стужи.  3) Я радуюсь вашим успехам друзья.  4) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.)   5) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.)   6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

Работа по карточкам

Расставьте знаки препинания, найдите обращения. 

1) Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!  2) Вылезайте муравьи после зимней стужи. 3) Я радуюсь вашим успехам друзья. 4) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.)  5) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.)  6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

Обращение задает тон всему последующему разговору.  Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.   Все ли обращения уместны в речи? Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.  Папа. Папуленька. Папаша.  Мужчина. Старикан. Дедушка.  

Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.  Все ли обращения уместны в речи?

Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович. Папа. Папуленька. Папаша. Мужчина. Старикан. Дедушка.  

работа в группах. Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.  Перед вами этикетные формулы-просьбы Пожалуйста…  Будьте так любезны…  Будьте добры…  Если вас не затруднит…  Сделайте одолжение…  Не мог бы ты сейчас…  Не выполнишь ли ты мою просьбу…  Вы не могли бы сказать…

работа в группах.

Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы. Перед вами этикетные формулы-просьбы

Пожалуйста… Будьте так любезны… Будьте добры… Если вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не мог бы ты сейчас… Не выполнишь ли ты мою просьбу… Вы не могли бы сказать…

Ситуации: 1) Попросите своих родителей о покупке …   2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.  3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Ситуации:

1) Попросите своих родителей о покупке …  2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

1) Попросите своих родителей о покупке … 

1) Попросите своих родителей о покупке … 

Защита работ.   2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Защита работ.

2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Итоги урока Рефлексия.  1) Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их решить?   2) Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме и в устной речи?  3) Как вы оцениваете свою работу на уроке

Итоги урока

Рефлексия.

1) Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их решить?  2) Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме и в устной речи? 3) Как вы оцениваете свою работу на уроке

Чтение стихотворения учащимся. Всем нам при общении   Поможет обращение.  Можно смело обратиться  К людям, звездам или птицам.  Только, друг, не забывай,  Запятые расставляй.

Чтение стихотворения учащимся.

Всем нам при общении  Поможет обращение. Можно смело обратиться К людям, звездам или птицам. Только, друг, не забывай, Запятые расставляй.

Домашняя работа  §42 правило выучить,   выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина 6 предложений с обращениями.

Домашняя работа

§42 правило выучить,

выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина 6 предложений с обращениями.

Вы сегодня молодцы!

Вы сегодня молодцы!