СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание приставок на З-С"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание приставок на З-С"»

Муниципальное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Зерновое Черемховского района


Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Учитель

Долгих Марина Анатольевна

Тема урока

Правописание приставок на –З-С-

Место урока в системе уроков

1 урок по теме

Базовый учебник

Русский язык 5 класс, 2 часть, авторы Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Москва «Просвещение», 2016

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Технология

Проблемного обучения

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;


Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания. уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты как свои, так и одноклассника.

Предметные: изучить правило написания з-с на конце приставок; знать правописание приставки с; научиться применять правило на изученную орфограмму; уметь находить слова с данной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний приставок на З-С-.





Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование логики при выполнении учебных действий

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

- поиск и выделение необходимой информации


- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.;

- умение точно и полно выражать свои мысли;

- формирование умения работать в парах, группах.


- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль результата.





















Технологическая карта урока.

Ход урока


Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Учебные действия

I. Орг. момент

Задача: Мотивация к действию на уроке.

Доброе день, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Пишем красиво, аккуратно. Не забываем в конце записанной фразы ставить точку.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация имеющихся знаний.


Мы с вами записали в тетради две фразы. Почему поставили ТОЧКУ? Что у нас получилось? – ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

- Какое предложение называется простым?

- Какое предложение называется сложным?

-Какое предложение называется двусоставным?

-Какое предложение называется односоставным

На доске записаны предложения (приложение1) – прочитайте предложения внимательно и определите предложения по характеристике, записывая их номера в тетрадь.

2. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное.

3. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое приложение, распространенное, осложнено обращением.

4. Данное предложение состоит из прямой речи и слов автора.

5. Повествовательное, невосклицательное, 2 грамматических основы, сложное, бессоюзное.

6. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами предложения.

Самопроверка – выставление оценки. (5 правильных ответов – «5», 4 ответа – «4», 3 ответа-«3» и т.д.)

Личностные УУД

формирование желания выполнять учебные действия

Познавательные УУД

способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

Коммуникативные УУД

умение точно и полно выражать свои мысли;

Регулятивные УУД

контроль результата.


III. Постановка целей и задач.

1.Выпишите слова с приставками из данных предложений

(приложение 1) - распечатаны – работа в парах.

- Что знаете о приставке?

- На какие виды делится правописание приставок?

(Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на з/с и приставки при-/пре-)

- Повторим правило стр. учебника 28, параграф 82.

- Посмотрите внимательно, какие слова не соответствуют данному правилу?

- Что это за приставки?

- Как будет звучать наша тема урока? – Записываем в тетрадь тему урока «Буквы З и С на конце приставок.

- Какие поставим перед собой цели?

Познавательные учебные действия

-Поиск и выделение необходимой информации

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные УУД

- целеполагание;

Личностные УУД

использование логики при выполнении учебных действий

IV. Введение нового материала


- Давайте выполним разбор слов по составу (приложение 2).

- Понаблюдайте за приставками. Что можете сказать о корне слова и о приставке? Какое правило можно вывести?

- Работа по учебнику стр. 29, параграф 83.

- Читаем два-три раза. Пробуем рассказать правило по памяти.

Познавательные УУД

- способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

- поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД

- умение точно и полно выражать свои мысли;

Регулятивные УУД

- прогнозирование

- планирование;

- прогнозирование;

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Хлопнул, топнул и пошел.


VI Закрепление материала. Отработка умений и навыков


- Отдохнули с вами, а теперь возвращаемся к нашей теме.

- Прочитайте еще раз правило, стр. 30.

- Давайте составим алгоритм действий по написанию буквы З или С в приставке. (приложение 3) - у каждого ученика алгоритм для вклеивания в памятку.

-Выполняем упражнение 438.

- Работа с раздаточным материалом - выполнение карточки (вставить пропущенную З-С) – взаимопроверка (приложение 4)


-Работа в группах: 1группа – выписать слова с неизменяемыми приставками, 2 группа – с приставками на С, 3 группа с приставками на З.( приложение 5)

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование логики при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- способность и умение учащихся -производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

Коммуникативные УУД

- умение точно и полно выражать свои мысли;

- формирование умения работать в парах.

Регулятивные УУД

- контроль результата

VII. Рефлексия:


- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Что узнали о правописании приставок на З-С?

-Когда пишется на конце приставки буква –С?

- Когда пишется буква –З?

-Какой приставки нет в русском языке?


Коммуникативные УУД

- умение точно и полно выражать свои мысли;

Познавательные УУД

- способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

VIII. Итог урока

Выставление оценок


VIII. Домашнее задание


- Вклеить алгоритм действий по написанию З-С в памятку.

- Выучить правило параграфа 83.

- Выполнить упражнение 440 (по заданию)



Приложение 1


Предложения

Вопросы

Ответы

1. Оля сегодня безветренная погода.

2. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

3. Бескрайние поля виднелись повсюду.

4. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

5. Я перечитал сказки рассказы стихи.


1. Повествовательное, невосклицательное, 2 грамматических основы, сложное, бессоюзное.

2. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое приложение, распространенное, осложненно обращением.

3. Данное предложение состоит из прямой речи и слов автора.

4. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное, осложненно однородными членами предложения.

5. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное.


4, 1, 2, 5, 3

























Приложение 1


1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.

1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.


1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.


1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.

1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.


1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.

1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.


1. Бескрайние поля виднелись повсюду.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны

льет печально свет она.

3. Катька громко прокричала ура, я все доделала!

4. Я перечитал сказки рассказы стихи.

5. Оля сегодня безветренная погода.









Приложение 2


Слова для морфемного разбора (из приложения 1)



Бескрайние


безветренная








































Приложение 3



Алгоритм

(действий при написании букв «З», «С» в приставках)

  1. Найди и выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву, стоящую после приставки.

  3. Определи звук, который обозначает эта буква:

  • если  глухой согласный, то в приставке пиши букву С  

  • если звонкий согласный, то приставке пиши букву З



Алгоритм

(действий при написании букв «З», «С» в приставках)

  1. Найди и выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву, стоящую после приставки.

  3. Определи звук, который обозначает эта буква:

  • если  глухой согласный, то в приставке пиши букву С  

  • если звонкий согласный, то приставке пиши букву З



Алгоритм

(действий при написании букв «З», «С» в приставках)

  1. Найди и выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву, стоящую после приставки.

  3. Определи звук, который обозначает эта буква:

  • если  глухой согласный, то в приставке пиши букву С  

  • если звонкий согласный, то приставке пиши букву З



Алгоритм

(действий при написании букв «З», «С» в приставках)

  1. Найди и выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву, стоящую после приставки.

  3. Определи звук, который обозначает эта буква:

  • если  глухой согласный, то в приставке пиши букву С  

  • если звонкий согласный, то приставке пиши букву З







Приложение 4

Карточки


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.

Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.


Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму:


Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный,


Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас.





Приложение 4

Проверка


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.


Проверка


РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный,


РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас.




Приложение 5


1группа – Выписать слова с приставкой на З-

Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, во_питать, п..дкрутить, ра..бежаться.


2 группа – Выписать слова с приставкой на С-

Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, в_схождение, п..дкрутить, ра..бежаться.





1 группа – Выписать слова с неизменяемыми приставками


Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, во_питать, п..дкрутить, ра..бежаться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!