Тема урока русского языка в 5 классе
«Синтаксический разбор сложного предложения»
(урок повторения и закрепления изученного материала)
Планируемые результаты.
Предметные.
Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»
Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения
Метапредметные
Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа
Тип урока: комплексного применения знаний.
Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка
Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5
кл., дидактический материал, презентация
Планируемые результаты.
Предметные.
Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»
Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения
Метапредметные
Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа
Тип урока: комплексного применения знаний.
Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка
Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5
кл., дидактический материал, презентация
Планируемые результаты.
Предметные.
Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»
Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения
Метапредметные
Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа
Тип урока: комплексного применения знаний.
Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка
Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5
кл., дидактический материал, презентация
Цель урока: обеспечить достижение планируемых результатов.
Планируемые результаты.
Предметные
Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу простого и сложного предложения предложений; уметь находить отличительные признаки простого и сложного предложений и правильно объяснять их; составлять схемы сложных предложений и давать характеристику.
Метапредметные
Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; успешно разрешать ситуацию затруднения.
Личностные: понимать русский язык как национально-культурную ценность русского народа.
Тип урока: комплексное применение знаний; повторение и закрепление изученного материала.
Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка.
Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5
кл., дидактический материал.
Оборудование: учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2008. Учебник допущен Министерством образования и науки РФ.
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
- Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?
(Отличия:
в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;
в предложении выражается законченная мысль.
Сходство:
слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)
- Какие виды предложений вы знаете?
- Как различаются предложения по количеству грамматических основ?
- Чем простое предложение отличается от сложного?
Словарная работа.
Запишите в тетрадях диктуемые слова и словосочетания, распределив их соответственно на два столбика: 1) слово, 2) словосочетание. Объясните графически орфограммы.
Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники соревнований, изредк… видет(?)ся, ра(с,сс)троит(?)ся из-за пор…жения, пос…деть на со(?)нышке.
Дополнительное задание:
Произвести разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – расстроиться из-за поражения.
Составить предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – простое, осложненное однородными членами предложения, 2 ряд – с обобщающим словом при однородных членах предложения, 3 ряд – сложное, состоящее из двух простых. (При чтении предложений озвучить постановку знаков препинания, объяснить).
Работа с текстом. Синтаксический разбор сложного предложения.
Задание: записать текст под диктовку (текст записывается на доске и в тетрадях).
За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.
Определите стиль текста, приведите аргументы.
В соответствии с темой текста озаглавьте его.
Объясните постановку знака препинания в последнем предложении
Запишите последнее предложение и произведите полный синтаксический разбор, нарисуйте схему предложения.
Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива. (Повест.. невоскл., ССП, состоит из двух простых: 1) двусоставное, распр., неосл.; 2) двусоставное, распр., неосл.).
ФИЗМИНУТКА
Работа с предложениями (по вариантам).
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, произвести полный синтаксический разбор, нарисовать схемы.
вариант: Дует ветер, и листья отрываются от веток деревьев.
вариант: Коршун поднялся высоко, бескрайний лес расстилался под его крылами.
*два ученика работают у доски, записывают и разбирают предложения; далее – проверка предложений по вариантам.
5. Устная синтаксическая пятиминутка.
На доске записано предложение:
Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.
Выполните устно следующие задания:
Найдите синтаксическую ошибку в предложении.
Какое это предложение по количеству основ?
Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
Какие подчинительные союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, вы знаете?
Какие еще союзы могут соединять части сложного предложения?
Каковы знаки препинания при них?
Запишите предложение, произведите полный синтаксический разбор.
6. Закрепление изученного. Работа по карточкам (по вариантам).
Карточки
Вариант 1: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
Небо расчищалось и синело.______________________________________________
Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки. ________________________
Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень________________________
Вариант 2: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.
7. Итог урока, домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке?
Какой материал закрепили в памяти?
Какое задание показалось наиболее интересным?
1 вариант задания:
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения. Упр. 244 (устно: подготовиться к словарному диктанту).
2 вариант задания:
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 242. Упр. 244 (устно: подготовиться к словарному диктанту).
Карточки
___________________________________________________________________________
Вариант 1: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
Небо расчищалось и синело._______________________________________________
Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки. ________________________
Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________
___________________________________________________________________________
Вариант 2: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.