СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" (урок повторения и закрепления материала)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и закрепления материала в 5 классе на тему "Синтаксический разбор сложного предложения). 

Устная работа. 

Коллективная работа.

Индивидуальная работа по карточкая.

Домашнее задание (разный уровень сложности)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" (урок повторения и закрепления материала)»

Тема урока русского языка в 5 классе

«Синтаксический разбор сложного предложения»

(урок повторения и закрепления изученного материала)

 

Планируемые результаты.

Предметные.

Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»

Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения

Метапредметные

Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа

Тип урока: комплексного применения знаний.

Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка

Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5

кл., дидактический материал, презентация

Планируемые результаты.

Предметные.

Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»

Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения

Метапредметные

Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа

Тип урока: комплексного применения знаний.

Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка

Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5

кл., дидактический материал, презентация

Планируемые результаты.

Предметные.

Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Военный компонент: лексика по теме: «Военные команды»

Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу сложного предложения

Метапредметные

Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа

Тип урока: комплексного применения знаний.

Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка

Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5

кл., дидактический материал, презентация

Цель урока: обеспечить достижение планируемых результатов.

Планируемые результаты.

Предметные

Знания: порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Умения: уметь находить простые и сложные предложения; верно обозначать грамматическую основу простого и сложного предложения предложений; уметь находить отличительные признаки простого и сложного предложений и правильно объяснять их; составлять схемы сложных предложений и давать характеристику.

Метапредметные

Коммуникативные: вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; успешно разрешать ситуацию затруднения.

Личностные: понимать русский язык как национально-культурную ценность русского народа.

Тип урока: комплексное применение знаний; повторение и закрепление изученного материала.

Межпредметные связи: использовать полученные знания в области языка на уроках литературы и иностранного языка.

Материальное обеспечение урока: материальное обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл.; Ладыженская Т.А. Русский язык 5

кл., дидактический материал.

Оборудование: учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2008. Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.

    1. Фронтальный опрос по изучаемой теме.

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

- Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?

(Отличия:

  • в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;

  • в предложении выражается законченная мысль.

Сходство:

  • слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)

- Какие виды предложений вы знаете?

- Как различаются предложения по количеству грамматических основ?

- Чем простое предложение отличается от сложного?

  1. Словарная работа.

Запишите в тетрадях диктуемые слова и словосочетания, распределив их соответственно на два столбика: 1) слово, 2) словосочетание. Объясните графически орфограммы.

Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники соревнований, изредк… видет(?)ся, ра(с,сс)троит(?)ся из-за пор…жения, пос…деть на со(?)нышке. 

 Дополнительное задание:

  • Произвести разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – расстроиться из-за поражения.

  • Составить предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – простое, осложненное однородными членами предложения, 2 ряд – с обобщающим словом при однородных членах предложения, 3 ряд – сложное, состоящее из двух простых. (При чтении предложений озвучить  постановку знаков препинания, объяснить).

  1. Работа с текстом. Синтаксический разбор сложного предложения.

Задание: записать текст под диктовку (текст записывается на доске и в тетрадях).

За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.

  • Определите стиль текста, приведите аргументы.

  • В соответствии с темой текста озаглавьте его.

  • Объясните постановку знака препинания в последнем предложении

  • Запишите последнее предложение и произведите полный синтаксический разбор, нарисуйте схему предложения.

Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива. (Повест.. невоскл., ССП, состоит из двух простых: 1) двусоставное, распр., неосл.; 2) двусоставное, распр., неосл.).


ФИЗМИНУТКА


  1. Работа с предложениями (по вариантам).

Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, произвести полный синтаксический разбор, нарисовать схемы.

  1. вариант: Дует ветер, и листья отрываются от веток деревьев.

  2. вариант: Коршун поднялся высоко, бескрайний лес расстилался под его крылами.

*два ученика работают у доски, записывают и разбирают предложения; далее – проверка предложений по вариантам.

5. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске записано предложение:

Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.

Выполните устно следующие задания:

  • Найдите синтаксическую ошибку в предложении.

  • Какое это предложение по количеству основ?

  • Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?

  • Какие подчинительные союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, вы знаете?

  • Какие еще союзы могут соединять части сложного предложения?

  • Каковы знаки препинания при них?

  • Запишите предложение, произведите полный синтаксический разбор.




6.  Закрепление изученного. Работа по карточкам (по вариантам).

Карточки

Вариант 1: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

Небо расчищалось и синело.______________________________________________

Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки. ________________________

Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень________________________

Вариант 2: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.


7. Итог урока, домашнее задание.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какой материал закрепили в памяти?

  • Какое задание показалось наиболее интересным?

1 вариант задания:

 Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения. Упр. 244 (устно: подготовиться к словарному диктанту).

2 вариант задания:

Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 242. Упр. 244 (устно: подготовиться к словарному диктанту).


Карточки

___________________________________________________________________________

Вариант 1: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

Небо расчищалось и синело._______________________________________________

Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки. ________________________

Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________

___________________________________________________________________________

Вариант 2: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!