СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Синонимы и наша речь" с использованием технологии проблемного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Использование мною технологии проблемного обучения на уроках русского языка ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Синонимы и наша речь" с использованием технологии проблемного обучения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАЛАХОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»






Урок русского языка

5 класс





СИНОНИМЫ И НАША РЕЧЬ





Разработка урока учителя русского языка и литературы

Винидиктовой Татьяны Васильевны











Пояснительная записка


Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Использование мною технологии проблемного обучения на уроках русского языка ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно  сделать подробный вывод по уроку.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы и наша речь» также построен с использованием технологии проблемного обучения.

Методы и формы обучения - создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная форма обучения.

Структура урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах урока:

1) Актуализация знаний.

2) Постановка проблемы.

3) «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этапе актуализации знаний создаётся проблемная ситуация, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Проблемная ситуация на уроке создаётся также такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

1. Раскрыть понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Подписать под каждым прилагательным существительное , которое может сочетаться с данным признаком.

2. Записать несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть». Объяснить, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение построить как связный монолог.

Все приёмы обучения, используемые на уроке, способствуют осуществлению познавательной деятельности учащихся. Дети работают в парах, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.



Технологическая карта урока

ФИО учителя: Винидиктова Татьяна Васильевна

Класс: 5

УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5- 9 классы. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык» 5кл., в 2 ч., авторы Ладыженская Т.А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2019.

Предмет: русский язык

Тема: «Синонимы и наша речь»

Тип урока: комбинированный

Цель: систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями синонимов

Планируемые результаты

Предметные знания Предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов), уметь определять общее лексическое значение синонимов: подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции


объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с синонимами.

определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию


Ход урока


Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Фронтальная

Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Учащиеся осознают учебно-познавательную задачу, планируют необходимые действия, работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной связи

2. Актуализация и проблемное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Индивидуальная и фронтальная

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя


Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Учащиеся осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, принимают и сохраняют учебную задачу, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Индивидуальная, групповая

Задаёт вопросы по теме «Слово и его лексическое значение»

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстрированный рассказ

Индивидуальная, групповая

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят

презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Ученики осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, извлекают необходимую информацию из про-слушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, планируют необходимые действия, действуют по плану, строят небольшие монологические высказывания, осуществляют сов-местную деятельность в парах и рабочих группах

Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарём синонимов

Фронтальная, индивидуальная

Объясняет сущность новых понятий. Показывает «Словарь синонимов русского языка». Дополняет ответы


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями

Ученики приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся, читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют в решении учебной задачи

Устные ответы


Физминутка

Фронтальная

Проводит физминутку

Выполняют элементарные физические упражнения

Осознают необходимость заботы о здоровье


6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам, Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

Индивидуальная, групповая

Решение грамматических задач. Объясняет задание. Собирает тетради, оценивает задание, учитывает оценку ученика

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом кто-то из ребят по желанию предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку

Ученики осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, срав-нения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Вопросы для уточнения информации

7. Включение в систему знаний. Повторение

Обобщение полученных на уроке сведений. Самостоятельная работа по учебнику с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная, групповая

Объясняет задание, создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Работают по учебнику.

Приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам, комментирование выставленных оценок.

Индивидуальная, групповая

Задаёт вопросы для рефлексии, просит оценить работу с помощью сигнальных карточек (урок понравился - карточку с улыбающихся лицом, нет - кар-точку с грустным лицом)

Отвечают на вопросы учителя, определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою работу, строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи

9. Домашнее задание

Проектирование выполнения домашнего задания

Фронтальная

Даёт домашнее задание

Проектируют выполнение домашнего задания



Развёрнутый сценарий урока



I. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Вступительное слово

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза (6 слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

на поднятых парусах.

(Ученики слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку)

II. Актуализация и проблемное учебное действие

- Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «Завести». А так как урок у нас сказочный, то и «завести корабль можно только сказочным путём. Корабль начнёт свой путь только тогда, когда вы расскажете всё, что знаете о лексике.

(Ученики смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины)

III. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа и ответы на вопросы

- Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику.)

- Большинство слов имеют лексическое значение. Что это такое?

Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

- Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?

-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение?

(Однозначные.)

- Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?

(Многозначные)

- Молодцы! Отправляемся в страну Лексика!

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

 Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.

(Запись в тетради числа, темы урока)

- В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Внимание на экран. Мы прогуливаемся по стране Лексика. Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

(Записывают синонимы в тетради)

- Теперь попробуйте сами:

петух- (кочет, диал.)

курица- (хохлатка)

бежать- (мчаться)

глаза (нейтр._- (очи, устар.) - (гляделки, простореч.)

- В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарём З. Е. Александровой. Показывается «Словарь синонимов русского языка».

В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.

(Ученики рассматривают словарь)

Физминутка

VI. Первичное закрепление с комментированием

- А теперь мы решим грамматические задачи.

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку. Учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи представлены на слайдах.

Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. (Записывают в тетрадях). Такой приём называется «градация».

Результат: большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

- Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком.

(Например: сад, дом, небоскрёб, город, наводнение)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть», объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение постройте как связный монолог.

Результат: шлёпнуться, грохнуться, рухнуть.

Упасть может любой (нейтральное слово). Шлёпнуться - слово разговорного стиля, употребляется, когда иронизируем над своей неловкостью. Рухнуть - стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании - «упасть неожиданно, тяжело».

VII. Включение в систему знаний. Повторение.

- Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 161-162).

- Предлагаю выполнить упр. 365 ( по заданию)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

IX. Домашнее задание


7

Винидиктова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!