СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) развивать лингвистическое чутьё обучающихся, их речь, мышление;

2) развивать упорство в достижении поставленной цели;

3) развивать интерес обучающихся к предмету

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе.»

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Учитель ГАДЖИЕВА П.А.

Тема: Повторение изученного об имени существительном

Цель: обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, отработка орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

1) развивать лингвистическое чутьё обучающихся, их речь, мышление;

2) развивать упорство в достижении поставленной цели;

3) развивать интерес обучающихся к предмету

Форма урока: игра-путешествие

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, сядьте все поудобнее. Мы начинаем наш урок. Сегодня вам предстоит выступить в роли знатоков. Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.

Вам понятна цель урока? Тогда за работу. Старайтесь говорить грамотно, не спеша, используя научную лексику. Ведь сегодня на уроке очень строгое жюри.

3. Актуализация опорных знаний.

-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие по грамматическому кольцу. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Отгадывают перемешанное слово МАРШРУТ). Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям вам нужно пройти. И каждый будет выставлять себе в эти листы баллы. А что ждёт вас на различных станциях, вы узнаете, когда прибудете на первую станцию. Но вот стоит ли вас всех брать в путешествие, мы сейчас проверим. Запишите в тетрадях число, классная работа. Итак, первое испытание. Сейчас будет звучать хорошо вам знакомое стихотворение, слушая его, запишите имена существительные в тетрадь. Проверка. Молодцы. Все собирайтесь в путешествие. Что с собой захватим? Смекалку, знания и хорошее настроение.

4. Игра-путешествие. Станция «Орфографическая»

Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”.

- Что он хотел сказать этим сравнением?

- Что такое имя существительное?

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение имени существительного. Приведите примеры.

2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных? Приведите примеры.

- Изменяются ли существительные по родам?

- Что нового узнали об этой категории?

- У всех ли существительных легко определить род?

- Как определить род у несклоняемых существительных?

Определите род несклоняемых существительных, напишите окончания прилагательных:

Шерстян…кашне, вкусн... салями, горяч... кофе, вкусн…эскимо, овощн. рагу, маршрутн…такси.

3. Найдите и назовите разносклоняемое имя существительное

Галерея, санаторий, пламя, аллея, история.

(Ответивший правильно ученик в течение всего урока ставит себе по баллу в маршрутный листок)

  1. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

5. В каком слове пишется суффикс –щик-?

Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.

6. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не-?


7. Найдите существительное с приставкой не-

  1. (Не) место красит человека, а человек место.

  2. Вася – (не)ряха.

  3. (Не)решительность шахматиста

  4. (Не)настье задержало нас в пути

(Запись правильного ответа)

  1. Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к;

б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к;

в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к;

г) чайнич…к, кошелёч…к, свёрточ…к, человеч…к.

Спишите правильный ответ. Вставьте пропущенную букву.

10. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

Заполните таблицу примерами

Части слова

О

Е

окончание



суффикс



Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, со свеч…й, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, ореш…к, лапш…й, девч…нка;

Справились с заданием? Все слова распределили? Проверяем.


Станция «Синтаксическая»

1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

  1. Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся из экспедиции.

  2. Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство и отвлекает от грустных мыслей.

  3. На солнце заблестели глубокие сугробы скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

  4. Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

(Запись 3 предложения и его письменный синтаксический разбор у доски. Назовите словосочетания. Как они называются? Назовите их. А как называют в русском языке вот эти слова: большие и маленькие? (синонимы).

Беседа о природе. Дети, а какая картина вам представляется, читая это предложение? А как называются картины с изображением природы? Рассматривают репродукции картин с изображением пейзажей. Кто из русских поэтов писал о природе? Дети вспоминают стихи о родной природе. Читают наизусть.

Станция «Морфологическая»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.   Морфологический разбор существительного

- Какие существительные называются собственными?

- Как они пишутся?

2. Объяснительный диктант.

В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живём на Волге, купили “Волгу”, молодой орёл, город Орёл, газета “Парус”, программа “Время”.


Разбор имён существительных из предложения.

На солнце, подо льдом, реки, речонки, сугробы.

2. Работа по учебнику. Стр. 103. Устно заполняем таблицу примерами существительных.


Станция «Лексическая»

Найдите среди данных слов заимствованное:

Весна, полотёр, праздник, акварель, земля

(Один ученик работает с этимологическим словарём. Другие записывают слова и определяют их род)

Станция «Фонетическая»

Весна, полотёр, праздник, земля

(Каждый ребёнок записывает одно слово и производит фонетический разбор)


Станция «Орфографическая»

Повторение пройденных орфограмм (правописание суффиксов, окончаний имён существительных)

  1. Рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Наверное, вы устали. Нет? Вам понравился урок?. На какой станции вам было интересно? А на какой было трудно? А нужно ли изучать имя существительное? Зачем?

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

    1. Заключительное слово учителя.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок.

Домашнее задание Упр. 266, стр. 105 (объяснение)



Тестирование по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя существительное:

    1. дочь;

    2. плакса;

    3. пальто.

  1. Несклоняемым является имя существительное:

    1. метро;

    2. время;

    3. фанера.

  2. Именем существительными среднего рода является слово:

    1. кофе

    2. какао

    3. авеню

  3. Именем существительным мужского рода является слово:

    1. пенальти

    2. такси

    3. ателье

  4. К разносклоняемым относится группа существительных:

    1. море, поле, горе;

    2. племя, знамя, семя;

    3. марля, доля, воля.

  5. К третьему склонению относится имя существительное:

    1. сыч

    2. дочь

    3. плач

  6. Именем существительным общего рода является слово:

    1. плакса

    2. академия

    3. стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1). 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!