СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе на тему «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок русского языка в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!»»


Тема: «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!»

(6 класс)

Цели:

1.Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка ; бережного, внимательного отношения к родному языку;формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.


2.Обучающие: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка; с многообразием и богатством русского языка и его значением в жизни общества; расширить знания учащихся о лексике русского языка.


3.Развивающие: развивать речь, память, мышление, интеллектуальные, творческие способности учащихся.


Формирование УУД:

Познавательные УУД:

-формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД:

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Личностные УУД:

-самоопределение (мотивация учения);

-умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

-понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.


Регулятивные УУД:

-формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;

-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).






Используемое оборудование и средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-презентация;

- карточки с творческими заданиями;

-рабочие тетради;

-запись песни И. Резника «Гимн русскому языку».

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.

Ход урока.

І. Организационный этап .(Приветствие, эмоциональный настрой)

Слайд 1,2

-Здравствуйте, ребята! Я рад всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь.

На столах у вас лежат сигналы настроения: яркое солнышко  и хмурая тучка.  Покажите с помощью сигналов,  с каким настроением  вы начинаете работать?

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением. Настроение у всех отличное – значит, всё у нас получится! Я желаю, чтобы урок прошел плодотворно, и каждый из вас узнал бы для себя что-то новое.

II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 4

-Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к нашему уроку:

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

А.Яшин

Так писал о русском языке известный поэт А. Яшин в стихотворении “Русский язык”. О чем же сегодня пойдет речь на уроке?(Ответы учащихся)

Тема нашего урока «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!». Сформулируйте цели нашего урока:


Слайд 3


1.Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка ; бережного, внимательного отношения к родному языку;формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.


2.Обучающие: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка; с многообразием и богатством русского языка и его значением в жизни общества; расширить знания учащихся о лексике русского языка.


3.Развивающие: развивать речь, память, мышление, интеллектуальные, творческие способности учащихся.


III.Актуализация знаний.

Слайд 5

-С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с родным  языком . Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели  и, возможно, никогда не увидим. Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. А слова составляют язык.  Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык , на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А.С.Пушкин:

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.



Многие русские писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.

(Слайды с высказываниями великих о русском языке)

Слайды 6-10

-Итак, в путь! Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно встретить 5 значений слова «Язык».

Слайды 11,12





Задание №1: работа со словарем.

Слайд 13,14

ЯЗЫК –

1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе.

3.Речь, способность говорить.

4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. тел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки (в системе обработки информации).

5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

21 феврадя отмечаетс я Всемирный день родного языка. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года

Праздник, посвященный родному языку, не мог обойти стороной такое многонациональное государство, как Россия.


IV.Систематизация знаний.

Слайд 15


-Русский язык  по распространению в мире занимает четвертое место. На нем говорят 288 миллионов человек!

Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов граждан России, язык общения более 160 народов и национальностей России.

Это первый язык общения в космосе.

Его изучают более 180 миллионов человек на всех континентах планеты.

Вся жизнь человека неразрывно связана с родным языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины, пословицы и поговорки.

Русские люди издревле знают:

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь

Язык впереди ног бежит Где слова привета, там улыбка для ответа.

Язык мой — враг мой

Язык до Киева доведет

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

1.Конкурс «Красна речь пословицей».

Слайд 16


-А какие еще пословицы о русском языке вы знаете?


Сначала подумай - потом говори
Не храбрись словом, а покажи делом
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.



2. Выступления учащихся.

-Мы говорим с вами на русском языке. Он нас объединяет, помогает нам понимать друг друга, помогает нам выразить самые важные мысли и самые тонкие чувства. Надо постараться сохранить красоту и неповторимое богатство русской речи, о которых не раз говорили многие и многие мастера слова – писатели и поэты.

(Учащиеся читают стихотворение)

1.Знать чужие языки полезно и похвально,
Но родной язык беречь нужно изначально,
Чистоту его блюсти с самого рожденья,
На родном мы языке пишем поздравленья,
Объясняемся в любви, думаем, общаемся,
И писать на нем стихи от души стараемся.


2.Родной язык всего дороже,
Его прекрасней в мире нет,
На нём мы думать только можем,
Он дарит слуху дивный свет!

3.Порою ищем обороты,
В других прекрасных языках,
Багаж словарный пополняем,
И радость теплится в сердцах!

4.Язык с культурой неделимы,
Они как целое одно!
Храните знания свои вы,
Чтобы потомкам повезло!

3.Конкурс «Объясни значение фразеологизма!»

Слайды 17-26

-В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.

Задание: узнать фразеологизм



4.Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь»

Слайд 27

-Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Задание: правильно произнести скороговорку Слайд 28

Скороговорки:
У Сени и Вани в сетях сом с усами.
У Кондрата куртка коротковата.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Валин валенок провалился в проталинок.
Тимошка крошит в окрошку крошки.
Три сороки тараторки тараторили на горке.


У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Сшила Саша Сашке шапку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
У ежа и елки иголки колки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
На возу лоза, у воза коза.
Шел косой козел с козой, а пришел косой козел с косой.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
В живом уголке жили ежи да ужи.

5. Викторина “Литературная мозаика» Слайд 29

-Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2 “За невестою своей
Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 3

“Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

)

Отрывок № 4

“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд – 
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 5

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица 
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 6

“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

V.Рефлексия

Слайд 30

– Придя сегодня домой, что вы сможете рассказать о сегодняшнем уроке русского языка своим родителям? Какими знаниями с ними поделитесь?

– Огромное значение имеет язык для нашего общества. Только потому мы и люди, что владеем языком. Хотелось бы, чтоб каждый из вас это богатство преумножал. А что для этого надо делать нам говорит Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь. Запоминая, замечая, читая и изучая».

- Ребята, в заключение хочется вам пожелать: берегите свой родной язык и тот язык, который является средством межнационального общения в нашей стране.



1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…

- У вас на столе лежат солнышки и хмурые тучки. Возьмите, пожалуйста, то, что соответствует вашему настроению.

VI.Домашнее задание: напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему «Значение слова в жизни человека».

Слайд 31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!