-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
1.Оргмомент. Мотивация | Слово учителя | Личностные результаты: 1.интерес к изучению русского языка. 2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей |
2.Актуализация знаний, пробное действие | Учитель: Запишите число, классная работа Щадящий опрос по теме «Имя существительное» ( Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.) Сегодня мы продолжим изучение данной части речи. 2) Запишите тему урока «Не с существительными» | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
3.Выявление места и причины затруднения | Слово учителя: - Итак, разберемся с темой урока. -Начнем с того, как можно написать не с существительными? (слитно или раздельно) -обратите внимание на группу слов на доске: Недруг, неряха, нерешительность, ненависть, неправда, не друг, а враг -Можете ли вы объяснить, почему с одними словами не пишется слитно, а с другими-раздельно? Предположите, с чем это связано. | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения | Учитель: Определите цели урока. -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план (проект) урока. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5. Открытие нового знания (реализация построенного проекта) | 1.Работа с учебником 1) чтение и анализ п.51, выводы - от чего зависит слитное/раздельное написание? -совпали ли ваши предположения с тем, что узнали? -чем различаются приставка не и часть корня, а в чем схожи их написания? ( приставка не и часть корня пишутся со словом слитно) -а как пишется со словом отрицательная частица не? (раздельно) 2. Составление кластера или схемы | Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов. 2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности |
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность | 1. Синтаксический разбор предложения И туман, и (не)погоды осень поздняя несет. -раскрыть скобки, объяснить правильность выбора написания имени существительного с не. -построить схему, объяснить постановку знаков препинания; - произвести морфемный и словообразовательный разбор слова непогоды. 2.Как различить приставку не и не-часть корня? -коллективное выполнение упр. 285 с комментариями( у доски 2 человека) 3. Умение подбирать синонимы без не- - выполнение упр. 286 -кто вперед, кто быстрее? ( учитель собирает5-7 тетрадей учеников, быстрее других выполнивших работу, а 1 чел., чья работа уже проверена учителем, в это время с места читает для всех) 4.Самостоятельная работа упр.287 4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на доске или слайде) 5 Выставление оценок 6.-Какие случаи написания не с существительными были разобраны в ходе выполнения упражнений? (только слитное написание). А какие случаи не разобраны на примерах? Посмотрите на кластер, составленный в начале урока. - Придумайте и запишите свои предложения, где бы встречались случаи раздельного написания не с существительными. -Запись и чтение вслух примеров. | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
7.Итоги. Рефлексия | Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.) Дайте оценку вашей работе на уроке. | Коммуникативные УУД 1.Строить связное монологическое высказывание Регулятивные УУД Соотнести цели и результаты своей деятельности |
8.Домашнее задание | П.51, выучить правило, упр.288, обратить внимание на слово в рамочке (насмехаться, а не «надсмехаться») или составить небольшой диктант (20 слов) по теме (по выбору) | |