СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые существительные"»

ФГОС. Урок по русскому языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные». Учитель Миронова Е.В.


Технологическая карта урока


Тема

Разносклоняемые имена существительные

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

1) предметные:

создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных;

научить находить в текстах, склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.

2) метапредметные:

развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в группах;

развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

3) личностные:

воспитывать культуру общения, любовь к родному языку, культуре, искусству

Планируемый результат

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работа с информацией; анализ и обобщение;

установление аналогий

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение пользоваться справочной литературой; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

Основные понятия

склонение, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные

Межпредметные связи

история, литература, живопись

Ресурсы:

- основные



- дополнительные


- Авторская программа для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

- Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской



- ФГОС «Русский язык. Тематический контроль» Под редакцией И.П. Цыбулько, 2-е издание


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, проектор, интерактивная доска, презентация.





Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Содержание урока

Принципы системно - деятельностного подхода, формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу



Отчет ответственных по группам о готовности к уроку


Формулировать правила поведения

на уроке

и

аргументировать их.










Проводить инструктаж, настраивать

детей

на

работу.



Добрый день, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

активное и творческое сотрудничество




Принцип психологической комфортности


Личностные УУД

(мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

1 группа 2 группа 3 группа

Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей,

наличие домашнего задания.







Личностные УУД

(принятие норм и правил ответственного поведения)


Коммуникативные УУД

(речевая деятельность: умение анализировать, обобщать,

делать выводы)



II этап.

Проверка домашнего задания

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень






Но сначала проверим домашнее задание

На интерактивной доске заполняется таблица «Падежные окончания существительных»



Регулятивные УУД

(контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив)



Личностные УУД

(способность к рефлексии)


Коммуникативные УУД

(умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения)

III этап.

Актуализация знаний.

Цель

проанализировать таблицу и сделать вывод о названии разносклоняемых имен существительных



Записано

число

на доске


Формулировать

цель изучения нового материала









Работать с информацией, представленной в слайд презентации.



Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать фронтальную работу по теме,


вовлекать в

обсуждение проблемных вопросов.




Дата

Классная работа


Дети получают карточки с именами существительными и пересаживаются в соответствии с тем, к какому склонению относятся слова, написанные на их карточках.

Ученики с существительными имя, время, пламя, семя, знамя садятся за отдельный стол. (В случае затруднения учитель просит ребят посмотреть, все ли правильно определили склонение существительных, просит одноклассников проверить)

Регулятивные УУД

(целеполагание и планирование деятельности)



Познавательные УУД

(работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение,

умение делать выводы)





Личностные УУД

(активность участия в обсуждении)





Коммуникативные УУД

(умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения;

умение анализировать, сопоставлять, делать выводы)




Проблемная ситуация 1

Почему оказались «лишние» слова? Как их классифицировать?

Наблюдение 1

Прослушивание аудиофрагмента из «Радионяни»,

Открытие нового: при склонении существительных на -мя появляется суффикс -ен

Наблюдение 2

Дети склоняют полученные имена существительные, у доски по одному ребенку из каждой группы.

Открытие нового: (Окончания –И-  в Р.п., Д.п., П.п., как у существительных 3 скл ; а в Т.п они имеют окончание  - ем (-ём), как существительные 2 скл).

Почему же эти существительные называются разносклоняемыми? (в Р. Д.и П.п. они имеют окончание существительных 3 скл, а в Т.п.– 2 скл).

А что еще вы отметили при склонении существительного ИМЯ? (Суффикс –ЕН- в Р.п., Д.п., П.п.).


Заполняется пустой столбец в таблице

Проблемная ситуация 2

Существительное путь имеет окончания в Р.Д.П. падежах 3 склонения.

Ребенок, получивший это существительное садится в 4 группу.


Открытие нового

В русском языке есть имена существительные, сочетающие в себе признаки разных склонений, они называются разносклоняемыми.

Записывается тема урока

IV этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с лексическим значением незнакомых разносклоняемых имен существительных


Работать

с толковым словарем, находить лексическое значение указанного слова

Организовать работу со

словарем

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока


Работа с интерактивной игрой

Уточним лексические значения слов:

Дети из кубиков складывают слова, называют их значения, при затруднении используют подсказки.

Таким образом оказываются названными все 11 разносклоняемых существительных.

Бремя – 1. тяжелая ноша. 2 перен. Нечто тяжкое, трудное

Стремя - железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника

Темя – верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями


Познавательные УУД

(работа с информацией)




Коммуникативные УУД

(умение пользоваться справочной литературой; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости)





V этап.

Закрепление

Цель –

научиться по смыслу соотносить разносклоняемые имена существительные с содержанием текста

























Участвовать в работе при выполнении заданий


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.



Организовать работу по изучению темы





Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.







Нам нужно восстановить стихотворение Аркадия Хайта, дополнив его подходящими по смыслу разносклоняемыми именами существительными


В стародавнее древнее ...

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ...

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ...,

Как написать свою фамилию и ...,

Зачем на лошадь надевать седло и ... –

Необразованное было это ... .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ... забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ...,

Что кислород всегда поддерживает ...

Над тем, как в булку превратить простое ...,

С утра до вечера они чесали ...

Слова для справок на экране:

имя, племя, семя, пламя, вымя, темя, стремя, знамя, бремя, время.

Проверка: читаем с уже записанными словами. У кого из вас такой же вариант выполнения задания?

Открытие нового:

Какое разносклоняемое существительное не упоминается в этом стихотворении? ПУТЬ




Познавательные УУД

(работа с информацией)




Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества через коммуникацию, ее организация и контроль)










Регулятивные УУД

(контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив)



Работа с учебником

Цель: Соотнести полученные знания с материалом учебника, дополнить знания










Работать с материалом учебника, сравнивать информацию, делать выводы

Включить учащихся

в обсуждение материала учебника


Чтение материала учебника , стр.136, 138, параграфы 45-46

Познавательные УУД

(работа с информацией)


VI этап.

Изучение нового материала.

Цель –

научиться правильно писать Е-И в окончаниях разносклоняемых имен существительных и графически обосновывать выбор данного написания

Работать с заданием, представленным в карточках



Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).



Организовать работу в группах.






Организовать работу в группах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Работа с текстами

За многовековую историю в России было немало личностей, имена которых красными буквами вошли в летопись страны. Выдающиеся правители, деятели искусства, путешественники, полководцы, герои, спортсмены - все они заслуживают того, чтобы быть в списке “Знаменитые люди России”.

Известных имен среди сынов и дочерей России великое множество. Среди них знаменитые на весь мир ученые, например Ломоносов и Менделеев, Курчатов и Ландау; конструкторы и испытатели, космонавты (Гафгарин и Терешкова), артисты, художники и др.

Среди поэтов и писателей особое место занимают Пушкин, Лермонтов, Державин,Толстой, Чехов, Достоевский, Бунин и др. Из композиторов особой популярностью пользуются Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Шостакович и др. Константин Станиславский и по сей день считается одной из самых ярких фигур в развитии современного театрального искусства. Ну и знаменитые балетные танцовщицы и танцовщики Анна Павлова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Михаил Фокин прославили русский балет на весь мир.

И в сегодня есть имена, прославляющие российскую культуру и историю в мире. Владимир Киреев - современный художник-живописец. «Иногда мне думается, не художник рождает картины, а само время, в котором он живёт, иллюзорно мирное ли оно или военное, - рассказывает о своей работе Владимир Киреев. - Для меня война - это всегда столкновение мировоззрений и в этом смысле она вечна и потому в образах уже сверившихся событий мы словно в отражении можем видеть наше настоящее и будущее.



Познавательные УУД

(работа с информацией;

анализ и обобщение;

установление аналогий)






VII этап.

Работа с репродукцией картины

Цель – познакомиться с произведением искусства, научиться употреблять разносклоняемые существительные в речи

Выполнять физкультминутку

Организовать физкультминутку

Посмотрите на картину. Какие разносклоняемые существительные вы можете назвать, глядя на нее?






















Регулятивные УУД

(саморегуляция физического и психического состояния)

VII этап.

Закрепление материала.

Цель –

научиться правильно писать Е-И в окончаниях имен существительных и обосновывать выбор данного написания

Работать с информацией, представленной в форме теста





Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).



Организовать фронтальную работу по учебнику.






Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


А где данные задания могут пригодиться? Верно, на экзамене.

Рассмотрим такой случай


Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

по подписк…, в семен…, в галере… (правильный ответ: в семени)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ? Работаем в парах, советуемся и выписываем правильный ответ

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

в лаборатор…, в музе…, об осен…


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

в редакци…, о племен…, в библиотек…


3.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

в имен..., в диктант…, в конкурс…


4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

в Росси…, в пламен…, о случа…


5.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

в Челябинск…, в пут…,о знамен…




Правильные ответы:

1.в музее

2.в библиотеке

3. в имени

4.о случае

5. в Челябинске


У кого, ребята так получилось? Молодцы! Похвалите себя, возьмите жетончик.


Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества) в совместной деятельности, контроль своих действий и партнера, умение договариваться)





Регулятивные УУД

(прогнозирование;

планирование;

оценка)


Личностные УУД

(способность к продуктивной коммуникации, терпимость

к чужому мнению)


VIII этап.

Изучение нового материала.

Цель –

научиться правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи

Работать с информацией, представленной в форме рисунка


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по учебнику.



Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Наблюдение в учебнике на стр. 177 № 223


Рассмотрим рисунок

Какие ошибки допустили школьники в употреблении разносклоняемых существительных?

А какие правила речевого этикета они нарушили?


Познавательные УУД

(работа с информацией;

анализ и обобщение;

установление аналогий)



Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества)



Регулятивные УУД

(прогнозирование;

оценка)

IX этап.

Домашнее задание

Цель –

формирование навыков культуры индивидуального учебного труда; убедить в посильности выполнения домашнего задания



Работать

с информацией


Включить

учащихся

в запись домашнего задания.


???

БВВЗИПППССТ

Какое отношение этот шифр, по вашему мнению, имеет к теме урока?

РТ стр. 83, №148

Базовый уровень: составить 3-4 отдельных предложения по заданию

Повышенный уровень: составить связный рассказ из 3-4 предложений.



Регулятивные УУД

(прогнозирование;

планирование)

X этап.

Закрепление изученного.


Цель – научиться

редактировать предложения с разносклоняемыми именами существительными.

Работать

с информацией




Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу с материалом на слайде.



Организовать работу, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.



Давайте дружно поработаем по вариантам

1. Отредактируем предложения вместе устно

1.Время было в обрез

2. У тебя нет время поговорить со мной?

3. Сколько время тебе понадобится, чтобы дочитать книгу?

4. Мне всегда не хватает время на игры с младшим братом


Записать одно предложение на выбор с уже исправленным вариантом.


Проверка:

Зачитать сложноподчиненное предложение? (3)

Зачитать предложение с двумя личными местоимениями (2)

Зачитать предложение, в котором есть наречие (4)

(проверяем и раздаем жетоны за правильные ответы)



Познавательные УУД

(работа с информацией;

анализ и обобщение;

установление аналогий)


Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества, адекватное использование речевых средств)




Регулятивные УУД

(прогнозирование;

планирование, оценка)


XI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке

Осуществлять рефлексию

Формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать рефлексию


Включить учащихся

в подведение итогов урока


Подведем итог нашей работе. (+ заполняем самооценку достижений)

Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

Кто из вас  доволен своей работой на уроке?

Кому урок показался    интересным?

У кого улучшилось настроение?

Для кого материал урока  будет полезен?

А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким?

Регулятивные УУД

(оценка и самооценка)


Личностные УУД

(способность к рефлексии)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!