ФГОС. Урок по русскому языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные». Учитель Миронова Е.В.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа Содержание урока | Принципы системно - деятельностного подхода, формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу Отчет ответственных по группам о готовности к уроку | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | Добрый день, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество | Принцип психологической комфортности Личностные УУД (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству) |
1 группа 2 группа 3 группа Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей, наличие домашнего задания. | Личностные УУД (принятие норм и правил ответственного поведения) Коммуникативные УУД (речевая деятельность: умение анализировать, обобщать, делать выводы) |
II этап. Проверка домашнего задания Базовый уровень Повышенный уровень Творческий уровень | | | Но сначала проверим домашнее задание На интерактивной доске заполняется таблица «Падежные окончания существительных» | Регулятивные УУД (контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив) Личностные УУД (способность к рефлексии) Коммуникативные УУД (умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения) |
III этап. Актуализация знаний. Цель – проанализировать таблицу и сделать вывод о названии разносклоняемых имен существительных | Записано число на доске Формулировать цель изучения нового материала Работать с информацией, представленной в слайд презентации. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по теме, вовлекать в обсуждение проблемных вопросов. | Дата Классная работа Дети получают карточки с именами существительными и пересаживаются в соответствии с тем, к какому склонению относятся слова, написанные на их карточках. Ученики с существительными имя, время, пламя, семя, знамя садятся за отдельный стол. (В случае затруднения учитель просит ребят посмотреть, все ли правильно определили склонение существительных, просит одноклассников проверить) | Регулятивные УУД (целеполагание и планирование деятельности) Познавательные УУД (работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение, умение делать выводы) Личностные УУД (активность участия в обсуждении) Коммуникативные УУД (умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение анализировать, сопоставлять, делать выводы) |
Проблемная ситуация 1 Почему оказались «лишние» слова? Как их классифицировать? |
Наблюдение 1 Прослушивание аудиофрагмента из «Радионяни», Открытие нового: при склонении существительных на -мя появляется суффикс -ен |
Наблюдение 2 Дети склоняют полученные имена существительные, у доски по одному ребенку из каждой группы. Открытие нового: (Окончания –И- в Р.п., Д.п., П.п., как у существительных 3 скл ; а в Т.п они имеют окончание - ем (-ём), как существительные 2 скл). Почему же эти существительные называются разносклоняемыми? (в Р. Д.и П.п. они имеют окончание существительных 3 скл, а в Т.п.– 2 скл). А что еще вы отметили при склонении существительного ИМЯ? (Суффикс –ЕН- в Р.п., Д.п., П.п.). Заполняется пустой столбец в таблице |
Проблемная ситуация 2 Существительное путь имеет окончания в Р.Д.П. падежах 3 склонения. Ребенок, получивший это существительное садится в 4 группу. |
Открытие нового В русском языке есть имена существительные, сочетающие в себе признаки разных склонений, они называются разносклоняемыми. Записывается тема урока |
IV этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с лексическим значением незнакомых разносклоняемых имен существительных | Работать с толковым словарем, находить лексическое значение указанного слова | Организовать работу со словарем Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | Работа с интерактивной игрой Уточним лексические значения слов: Дети из кубиков складывают слова, называют их значения, при затруднении используют подсказки. Таким образом оказываются названными все 11 разносклоняемых существительных. Бремя – 1. тяжелая ноша. 2 перен. Нечто тяжкое, трудное Стремя - железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника Темя – верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями | Познавательные УУД (работа с информацией) Коммуникативные УУД (умение пользоваться справочной литературой; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) |
V этап. Закрепление Цель – научиться по смыслу соотносить разносклоняемые имена существительные с содержанием текста | Участвовать в работе при выполнении заданий Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по изучению темы Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. | Нам нужно восстановить стихотворение Аркадия Хайта, дополнив его подходящими по смыслу разносклоняемыми именами существительными В стародавнее древнее ... В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ... Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ..., Как написать свою фамилию и ..., Зачем на лошадь надевать седло и ... – Необразованное было это ... . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ... забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ..., Что кислород всегда поддерживает ... Над тем, как в булку превратить простое ..., С утра до вечера они чесали ... Слова для справок на экране: имя, племя, семя, пламя, вымя, темя, стремя, знамя, бремя, время. Проверка: читаем с уже записанными словами. У кого из вас такой же вариант выполнения задания? Открытие нового: Какое разносклоняемое существительное не упоминается в этом стихотворении? ПУТЬ | Познавательные УУД (работа с информацией) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества через коммуникацию, ее организация и контроль) Регулятивные УУД (контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив) |
Работа с учебником Цель: Соотнести полученные знания с материалом учебника, дополнить знания | Работать с материалом учебника, сравнивать информацию, делать выводы | Включить учащихся в обсуждение материала учебника | Чтение материала учебника , стр.136, 138, параграфы 45-46 | Познавательные УУД (работа с информацией) |
VI этап. Изучение нового материала. Цель – научиться правильно писать Е-И в окончаниях разносклоняемых имен существительных и графически обосновывать выбор данного написания | Работать с заданием, представленным в карточках Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | Организовать работу в группах. Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. | Работа с текстами За многовековую историю в России было немало личностей, имена которых красными буквами вошли в летопись страны. Выдающиеся правители, деятели искусства, путешественники, полководцы, герои, спортсмены - все они заслуживают того, чтобы быть в списке “Знаменитые люди России”. Известных имен среди сынов и дочерей России великое множество. Среди них знаменитые на весь мир ученые, например Ломоносов и Менделеев, Курчатов и Ландау; конструкторы и испытатели, космонавты (Гафгарин и Терешкова), артисты, художники и др. Среди поэтов и писателей особое место занимают Пушкин, Лермонтов, Державин,Толстой, Чехов, Достоевский, Бунин и др. Из композиторов особой популярностью пользуются Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Шостакович и др. Константин Станиславский и по сей день считается одной из самых ярких фигур в развитии современного театрального искусства. Ну и знаменитые балетные танцовщицы и танцовщики Анна Павлова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Михаил Фокин прославили русский балет на весь мир. И в сегодня есть имена, прославляющие российскую культуру и историю в мире. Владимир Киреев - современный художник-живописец. «Иногда мне думается, не художник рождает картины, а само время, в котором он живёт, иллюзорно мирное ли оно или военное, - рассказывает о своей работе Владимир Киреев. - Для меня война - это всегда столкновение мировоззрений и в этом смысле она вечна и потому в образах уже сверившихся событий мы словно в отражении можем видеть наше настоящее и будущее. | Познавательные УУД (работа с информацией; анализ и обобщение; установление аналогий) |
VII этап. Работа с репродукцией картины Цель – познакомиться с произведением искусства, научиться употреблять разносклоняемые существительные в речи | Выполнять физкультминутку | Организовать физкультминутку | Посмотрите на картину. Какие разносклоняемые существительные вы можете назвать, глядя на нее? | Регулятивные УУД (саморегуляция физического и психического состояния) |
VII этап. Закрепление материала. Цель – научиться правильно писать Е-И в окончаниях имен существительных и обосновывать выбор данного написания | Работать с информацией, представленной в форме теста Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. | А где данные задания могут пригодиться? Верно, на экзамене. Рассмотрим такой случай Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И по подписк…, в семен…, в галере… (правильный ответ: в семени) ПОТРЕНИРУЕМСЯ? Работаем в парах, советуемся и выписываем правильный ответ 1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е в лаборатор…, в музе…, об осен… 2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е в редакци…, о племен…, в библиотек… 3.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И в имен..., в диктант…, в конкурс… 4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е в Росси…, в пламен…, о случа… 5.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е в Челябинск…, в пут…,о знамен… Правильные ответы: 1.в музее 2.в библиотеке 3. в имени 4.о случае 5. в Челябинске У кого, ребята так получилось? Молодцы! Похвалите себя, возьмите жетончик. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества) в совместной деятельности, контроль своих действий и партнера, умение договариваться) Регулятивные УУД (прогнозирование; планирование; оценка) Личностные УУД (способность к продуктивной коммуникации, терпимость к чужому мнению) |
VIII этап. Изучение нового материала. Цель – научиться правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи | Работать с информацией, представленной в форме рисунка Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Наблюдение в учебнике на стр. 177 № 223 Рассмотрим рисунок Какие ошибки допустили школьники в употреблении разносклоняемых существительных? А какие правила речевого этикета они нарушили? | Познавательные УУД (работа с информацией; анализ и обобщение; установление аналогий) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества) Регулятивные УУД (прогнозирование; оценка) |
IX этап. Домашнее задание Цель – формирование навыков культуры индивидуального учебного труда; убедить в посильности выполнения домашнего задания | Работать с информацией | Включить учащихся в запись домашнего задания. | ??? БВВЗИПППССТ Какое отношение этот шифр, по вашему мнению, имеет к теме урока? РТ стр. 83, №148 Базовый уровень: составить 3-4 отдельных предложения по заданию Повышенный уровень: составить связный рассказ из 3-4 предложений. | Регулятивные УУД (прогнозирование; планирование) |
X этап. Закрепление изученного. Цель – научиться редактировать предложения с разносклоняемыми именами существительными. | Работать с информацией Осуществлять само контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу с материалом на слайде. Организовать работу, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Давайте дружно поработаем по вариантам 1. Отредактируем предложения вместе устно 1.Время было в обрез 2. У тебя нет время поговорить со мной? 3. Сколько время тебе понадобится, чтобы дочитать книгу? 4. Мне всегда не хватает время на игры с младшим братом Записать одно предложение на выбор с уже исправленным вариантом. Проверка: Зачитать сложноподчиненное предложение? (3) Зачитать предложение с двумя личными местоимениями (2) Зачитать предложение, в котором есть наречие (4) (проверяем и раздаем жетоны за правильные ответы) | Познавательные УУД (работа с информацией; анализ и обобщение; установление аналогий) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества, адекватное использование речевых средств) Регулятивные УУД (прогнозирование; планирование, оценка) |
XI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке | Осуществлять рефлексию Формулировать собственное мнение и аргументировать его | Организовать рефлексию Включить учащихся в подведение итогов урока | Подведем итог нашей работе. (+ заполняем самооценку достижений) Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? Кто из вас доволен своей работой на уроке? Кому урок показался интересным? У кого улучшилось настроение? Для кого материал урока будет полезен? А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким? | Регулятивные УУД (оценка и самооценка) Личностные УУД (способность к рефлексии) |