Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира
Цели: рассказать учащимся о богатстве русского языка; доказать, что русский язык — один из развитых языков мира: привить любовь и уважение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Беседа с учащимися о русском языке, его роли в жизни человека.
— Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык? (Для того чтобы мы, русские люди, могли грамотно разговаривать и писать в родной стране на родном языке.)
— Совершенно верно. Ни один человек не может считаться по-настоящему образованным, если он не знает своего языка. Вы, наверное, знаете такого великого русского писателя, как И. С. Тургенев. Он написал замечательное стихотворение в прозе, которое так и называется — «Русский язык». Давайте его прочтём.
Далее учитель читает это стихотворение.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)
— Как вы думаете, почему автор говорит о том, что русский язык могучий, правдивый и свободный? (Для ответа на этот вопрос можно использовать материалы упражнения 1 из учебника.)
— Давайте подумаем, в чём же величие русского языка, из-за которого он должен быть дан столь же великому народу. (В том, что словарный запас нашего родного языка необычайно велик. Кроме того, в русском языке существует множество способов образования новых слов, следовательно, он может постоянно по мере необходимости, пополняться новыми словами. Так же мы имеем возможность заменять многие слова в своей речи синонимами, чтобы сделать её красивее, разнообразнее.)
2. Орфоэпическая работа.
— Проверьте ударение в слове красИвее. Запомните!
3. Лексическая работа.
— Вы помните, что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но различные по написанию и звучанию.)
— Прочитайте слова в рамочке на странице 4 вашего учебника. Как вы думаете, какими синонимами можно заменить прилагательное развитый?
— А почему слово «развитой» нельзя применить к существительному «язык»? (Потому что слово «развитой» имеет значение, которое не соотносится со словом язык.)
— Теперь прочтите высказывание о языке К. Паустовского на странице 4. Перепишите его к себе в тетради. Согласны ли вы с мнением К. Паустовского о языке?
4. Синтаксический разбор предложения.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
— Чем выражено сказуемое в предложении? (краткое прилагательное)
— Объясните расстановку знаков препинания (однородные сказуемые).
III. Итог урока
В конце урока можно сделать выводы о том, какую роль играет язык в нашей жизни, почему он является одним из самых развитых языков в мире.
— Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока и ответим на несколько вопросов. В чем заключается величие русского языка?
— Кто из русских писателей воспевал русский язык в своем стихотворении в прозе? (И. С. Тургенев.)
Домашнее задание: упражнение 2, прочитать на с. 164 инструктаж по выполнению подобных упражнений.