СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи" (презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи" (презентация).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи" (презентация)»

Урок русского языка  в 7 классе  «Деепричастие как часть речи» Тестова Н.М.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»

Тестова Н.М.

Цели урока: дать понятие о деепричастии; познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования. Задачи: вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении; выявить особенности употребления деепричастий; формировать орфографические умения и навыки.

Цели урока:

дать понятие о деепричастии;

познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.

Задачи:

вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;

выявить особенности употребления деепричастий;

формировать орфографические умения и навыки.

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул:

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"

М.Пришвин

  ЗАДАНИЯ. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Определите стиль текста, назовите его приметы. 3. Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? 4. Какие действия совершает тетерев? Какие слова похожи на глаголы? Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят? 5. Как вы думаете, какие из этих слов обозначают добавочное действие? На какие вопросы отвечают эти слова? Можно ли изменить эти слова?

ЗАДАНИЯ.

  • Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль.
  • Определите стиль текста, назовите его приметы.

3. Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?

4. Какие действия совершает тетерев? Какие слова похожи на глаголы? Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

5. Как вы думаете, какие из этих слов обозначают добавочное действие? На какие вопросы отвечают эти слова? Можно ли изменить эти слова?

СРАВНИТЕ Глагол 1. Действие предмета. 2. Что делать? Что сделать? 3. Спряжение. 4. Совершенный и несовершенный вид. 5. Переходность и непереходность. 6. Возвратность и невозвратность. 7. Наклонение. 8. Настоящее, прошедшее и будущее время. 9. Единственное и множественное число. 10. Лицо (наст., буд. время), род (прош. время) 11.Управляет зависимыми словами. Деепричастие 1. Добавочное действие. 2. Что делая? Что сделав? 3. Совершенный и несовершенный вид. 4. Возвратность и невозвратность. 5. Образует деепричастный оборот.  С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

СРАВНИТЕ

Глагол

1. Действие предмета.

2. Что делать? Что сделать?

3. Спряжение.

4. Совершенный и несовершенный вид.

5. Переходность и непереходность.

6. Возвратность и невозвратность.

7. Наклонение.

8. Настоящее, прошедшее и будущее время.

9. Единственное и множественное число.

10. Лицо (наст., буд. время), род (прош. время)

11.Управляет зависимыми словами.

Деепричастие

1. Добавочное действие.

2. Что делая? Что сделав?

3. Совершенный и несовершенный вид.

4. Возвратность и невозвратность.

5. Образует деепричастный оборот.

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

 ДЕЕПРИЧАСТИЕ   обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом  относится к тому же слову, что и основное действие вопросы: что делая? что сделав?

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

относится к тому же слову,

что и основное действие

вопросы: что делая? что сделав?

Практика  Выглянув в окно, девочка увидела подругу. Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?

Практика

Выглянув в окно, девочка увидела подругу.

Какое действие главное, основное?

Каким членом предложения является?

Какое добавочное?

Как поставить вопрос к деепричастию? Изменяется ли слово?

Каким членом предложения является?

Практика Распределите слова в два столбика: улыбалась, смеясь, решая, рассказала, шлёпая, изогнуть, прислушаться, прочитав, выполнив, въехать. ДЕЕПРИЧА́СТИЯ ГЛАГО́ЛЫ

Практика

Распределите слова в два столбика:

улыбалась, смеясь, решая, рассказала, шлёпая, изогнуть, прислушаться, прочитав, выполнив, въехать.

ДЕЕПРИЧА́СТИЯ

ГЛАГО́ЛЫ

Практика Замените глаголы в неопределённой форме деепричастиями и составьте предложения на тему «Спорт». Выставить руки вперёд и слегка согнуться, отставить одну ногу назад, ударить по мячу, разыграть комбинацию, увидеть товарища, коснуться руками сетки, подбросить мяч вверх, отразить атаку.

Практика

Замените глаголы в неопределённой форме деепричастиями и составьте предложения на тему «Спорт».

Выставить руки вперёд и слегка согнуться, отставить одну ногу назад, ударить по мячу, разыграть комбинацию, увидеть товарища, коснуться руками сетки, подбросить мяч вверх, отразить атаку.

 Закончите предложения  На уроке я работал(а) … Своей работой я …  За урок я … Тема урока была …

Закончите предложения

На уроке я работал(а) …

Своей работой я …

За урок я …

Тема урока была …