Урок русского языка в 7 классе
на тему: «Подчинительные союзы.
Группы подчинительных союзов»
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком
(С. Данилов).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока: уяснить разряды и значения подчинительных союзов; научить расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными, выражающими различные отношения.
Задачи урока:
1.Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
2. Предметные:
Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
Разграничивать виды сложных предложений
Познакомить со смысловыми группами подчинительных союзов
Пунктуационно правильно оформлять предложения
3.Метапредметные:
Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
Применение приобретенных навыков, умений и знаний в повседневной жизни
4.Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и
сохранять учебную задачу.
Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.Коммуникативные
Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.
Отвечать на вопросы, анализировать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Познавательные:
Извлекать нужную информацию.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит познакомиться с новым материалом, поэтому будьте активны, применяйте знания, полученные ранее. Давайте запишем в тетрадях число, а тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть позже.
(Начать я бы хотела с поговорками, которая, надеюсь, станет девизом сегодняшнего урока: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Хочется верить, что настроение у нас сегодня отличное и именно с ним мы начнем работу.)
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
1)Индивидуальная работа с самопроверкой
Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам нужно опереться на то, что мы уже знаем. Проверим теоретические знания о союзе.
Начнем урок с разминки «Верно-неверно». Если согласны вы с высказыванием, ставим + рядом с номером задания, если нет – ставим -.
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.По строению союзы бывают простыми и сложными.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
Критерии:«5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2-3 ошибки,
Ответы: 1. + 2.+ 3. – 4. + 5. + -
Учитель: А теперь проверьте работу друг друга и выставите оценку в таблицу на ваших листах достижений. Для чего мы выполняли это задание?
Итак, мы вспомнили, что знаем о союзе
2)Выборочное письмо.
Учитель: прочитайте предложения. Это текст? Докажите. Вставьте пропущенные союзы
1)Звёзды ещё сверкали остро … холодно,…небо на востоке уже стало светлеть.
Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно …звонко .Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, …сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
2)Как-то поздним вечером ,…госпиталь затих, в конце коридора показалась знакомая фигура профессора. Подойдя к кровати Алексея, он сел так,… застонали прогнувшие пружины. Закрыв глаза, Мересьев сделал вид,…спит.
3)И уже без всякой радости , а только для того, чтобы показать, что ты не испугался, криво и жалко ударил в пол каблуками.(Слабым-отметить овалом союз).
4) И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе . (Слабым- отметить овалом союз).
Вопрос: Вы работали с текстами или предложениями? Докажите.
(1текст – И, НО- сочинительные союзы, 2текст – КОГДА, ЧТО подчинительные,
3предложение-сочинительные союзы-И,А,ЧТОБЫ, ЧТО-подчинительные,
4 предложение- И-сочинительный союз, ЧТО-подчинительный союз).
3.Выявление места и причины затруднения:
-
Роль союза И в 1-ом тексте 1-ого предложения (соединяет однородные члены, обстоятельства). Схема на доске.
-
Роль союза И в 1-ом тексте 3-его предложения(Соединяет простые предложения в составе сложного).Схема на доске.
-
Какой союз употреблялся чаще всех? (Союз И).
-
Какой это союз? (Сочинительный).
-
Послушайте загадку-шутку про союз И.
-
А и Б сидели на трубе.
А упала, Б пропала. Кто остался на трубе? (Союз И).
Учёные исследовали союз «И» ,его значения, частоту употребления и пришли к выводу:
союз «И»-один из самых древних союзов;
союз «И» за тысячелетия не изменил своего значения;
союз «И» соединяет слова и части сложного предложения;
союз «И» не изменил своего звучания;
союз «И» чаще всех союзов употребляется в речи , занимает 1-е место .
Эвристическая беседа
Учитель: Назовите союзы, которые вы вставили в первый текст. Скажите, что их объединяет. (В первый текст мы вставили союзы И, НО. Это сочинительные союзы.)
Назовите союзы, которые вы использовали во втором тексте . Укажите их главный общий грамматический признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В предложениях второй части текста мы использовали союзы КОГДА, ЧТО. Это подчинительные союзы. Прочитайте эпиграф. В нём какой союз?
Значит, тема сегодняшнего урока:
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока.
Цель: * познакомиться с группами ... ... по значению;
* учиться находить и ... в ... и ... речи разные ... подчинительных союзов.
Цель урока: познакомиться с группами подчинительных союзов по значению; учиться находить и использовать в устной и письменной речи разные группы подчинительных союзов.
5.Практическая деятельность по реализации проекта
1) Беседа
Учитель: А сейчас мы перейдём к теме нашего урока.
2) Самостоятельная работа по учебнику
Учитель: Для того, чтобы выяснить разряды подчинительных союзов, мы поработаем с учебником
. У вас на столах лежит листок с заданием.
1.Рябина стала в народных песнях символом одиночества, потому что она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей(причина)
2. Чтобы получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу(цель)
3. Калина бывает нарядней всех соседей, когда приходит пора ее цветения(время)
4. Если вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты(условие)
5.Березы стояли все белые, как недавно выпавший снег(сравнение)
6. Изучая секвойю, ученые выяснили, что это дерево может прекрасно переносить лесные пожары(изъяснительные)
3.Давайте проверим, что у вас получилось.
-
Прочитайте предложения. Скажите, что в них есть общего. (Все предложения сложноподчиненные).
-
Состоят из главного и одного придаточного.
-
Прочитайте первое предложение и задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союз.
.
Молодцы, справились.
-
С какой целью провели данную работу?
-
Что заметили общего?
-
Чем союзы отличаются?
-
На какие группы делятся?
-
Где может находиться придаточная часть?
-
Где и почему ставится запятая в СПП?
6.Первичное закрепление с комментированием внешней речи: КАК БУДТО
ЧТОБЫ
Алгоритм
Способ определения группы подчинительного союза:
1. Грамматическая основа СПП.
2. Подчинительный союз.
3. Схема СПП.
4. Вопрос. Смысловое значение.
3) Письменная работа
Учитель: А теперь мы на практике попробуем применить полученные знания. Посмотрите на доску, какое задание нам предстоит выполнить.
Задание 4
Укажите грамматическую основу и подчинительные союзы. Определите значение союзов, задавая вопрос от главного предложения к придаточному. Составьте схему предложения.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
Учащиеся записывают предложение, выполняя задания (на доске).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: упр.378.
8.Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: А теперь, чтобы увидеть, насколько прочно в вашей памяти
закрепились подчинительные союзы, выполним тест.
Выполнение тестового задания с взаимопроверкой.
Тест по русскому языку «Союз. Подчинительные союзы»
№1
1. Укажите подчинительный союз:
1)и 2) но 3) или 4) чтобы
2. Укажите подчинительный союз:
1) вследствие 2) ввиду 3)вместо 4) если
3. Укажите причинный подчинительный союз:
1) так как 2) когда 3) чтобы 4) словно
4 Укажите сравнительный подчинительный союз:
1) если 2) так как 3) будто 4) хотя
5. Укажите целевой подчинительный союз:
1)пока 2) как будто 3) оттого что 4) для того чтобы
6. Укажите изъяснительный подчинительный союз:
1)как 2) что 3) если 4) лишь
7. Укажите временной подчинительный союз:
1) пускай 2) когда 3)чтобы 4) несмотря на то, что
Критерии оценки: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибок – «3», больше 4 ошибок – «2»
Правильные ответы: 1.4) 2.4) 3.1) 4.3) 5.4) 6.2) 7.2)
Учитель: Проверим правильность выполнения теста друг у друга и выставим оценки в лист достижений.
9.Рефлексия учебной деятельности.
Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания.
Учитель:
-
Какие цели были поставлены на уроке?
-
Как вы считаете, достигнуты ли они вами?
-
Всё ли было выполнено?
-
Что нового узнали на уроке?
Закончите следующие предложения:
''На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было трудно…";
"Теперь я могу…";
"Я научился…";
(на листочках или в тетрадях)
10.Домашнее задание:
1.Выучить материал стр.155.
2. Упражнение 379,381(по выбору).