№ пп | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время (мин) |
1 | Оргмомент | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к учебной деятельности | | 1 |
2 | Мотивация учебной деятельности и актуализация субъектного опыта обучающихся (стадия «Вызов») | Вовлекает в учебную деятельность, обращая внимание на понимание обучающимися значения некоторых понятий из раздела «Лексика» (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы). Проводит беседу с обучающимися, в ходе которой выясняется проблема понимания значения таких терминов, как «омофоны», «омоформы», «омографы». Выясняет, к каким источникам обучающиеся могут обратиться, чтобы узнать значение данных терминов. Предлагает заполнить бортовой журнал (первую колонку) Что я знаю по теме | + или - | Что узнал нового | | | | Предлагает обучающимся с овз заполнить поля в рабочем листе к уроку и выполнить задания. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают трудности, заполняют лист самооценки в начале урока. Лист самооценки Оцени себя | Начало урока | Конец урока | да | нет | да | нет | Я могу дать определение слову «омонимы» | | | | | Я могу различать омонимы, омофоны, омоформы и омографы | | | | | Я могу определить часть речи омонимичных слов в предложениях | | | | | Заполняют первую колонку таблицы бортового журнала, отмечая, что знают по теме урока. Обучающиеся с овз заполняют рабочий лист к уроку | Регулятивные: умение понять свои интересы, увидеть проблему, выразить её словесно; умение самостоятельно определять цели своего обучения Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение наблюдать, читать, слушать; умение работать с текстом, с таблицей. Коммуникативные: умение владеть приёмами монологической и диалогической речи; умение осознанно использовать речевые средства | 5 |
3 | Определение цели и задач учебной деятельности | Формулирует тему урока. Предлагает учащимся самостоятельно определить цель их работы на уроке, разрешает объединиться для обмена мнениями в группы по четыре человека. Слушает формулировки цели учеников, конкретизирует цель учебной деятельности. Совместно с учениками формулирует задачи. | Работают в группах по модели: 1)уточнение задачи, 2)выдвижение и дополнение идей решения, 3)совместное формулирование на их основе искомого решения. Высказывают формулировку цели, предложенную группой. Совместно с учителем формулируют задачи урока. | Регулятивные: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно, умение самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение наблюдать, слушать, читать. Коммуникативные: умение работать в группе, умение осознанно использовать речевые средства, умение договариваться с людьми. | 2 |
4 | Изучение новых знаний (стадия «Осмысление») | Демонстрирует презентацию, задает вопросы учащимся. Предлагает сформулировать, что нового из презентации узнали. Организует самостоятельную работу с учебником (лингвистический текст о причинах возникновения омонимии). Предлагает заполнить вторую колонку бортового журнала (соотнесение своих утверждений с новой информацией). Что я знаю по теме | + или - | Что узнал нового | | | | Организует работу у доски (упражнение из учебника). Слушает выводы, к которым пришли обучающиеся в ходе просмотра презентации и изучения текста учебника. Контролирует выполнение заданий обучающимися с овз | Смотрят презентацию, подготовленную учителем. Изучают лингвистический текст в учебнике. Формулируют выводы о том, что нового узнали об омонимах. Заполняют вторую колонку бортжурнала (соотносят свои утверждения с новой информацией, отмечают, правы были или нет). Выполняют упражнение, сверяют свои записи с записями на доске, комментируют, задают вопросы. Формулируют вывод, что поняли, выполняя это упражнение (правописание слова зависит от контекста, который помогает понять его значение, подобрать однокоренные проверочные слова к омофонам и омоформам, то есть омонимия связана с правописанием и морфологией). Обучающиеся с овз задают вопросы по заданиям, демонстрируют выполненные задания. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: умение пользоваться различными источниками; умение наблюдать, слушать, читать; умение применять смысловое чтение; умение работать с текстом, с таблицей. Коммуникативные: умение владеть приёмами монологической и диалогической речи, умение осознанно использовать речевые средства | 8 |
5 | Физкультминутка | Организует выполнение учащимися нескольких упражнений разминки (для снятия общего и локального утомления, гимнастика для глаз) | Выполняют физические упражнения для снятия общего и локального напряжения и гимнастику для глаз. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | 1 |
6 | Первичная проверка понимания изученного | Организует самостоятельную работу с учебником (упражнение, связанное с морфемным анализом омонимов). Организует взаимопроверку (в парах). Контролирует выполнение работы. Предлагает заполнить третью колонку бортжурнала. Что я знаю по теме | + или - | Что узнал нового | | | | | Выполняют упражнение из учебника. Работают в парах, проводя взаимопроверку. Сверяют работы одноклассников с записями на доске. Один ученик, который работал у доски, комментирует выполненное им упражнение. Формулируют вывод о связи омонимии с морфемикой. Заполняют третью колонку бортжурнала. | Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, умение выделять главное; умение работать с текстом, с таблицей. Коммуникативные: умение работать в паре, умение договариваться с людьми, умение осознанно использовать речевые средства, умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. | 8 |
7 | Обобщение и ситематизация | Организует обсуждение способов решения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Работают в группах (заполняют таблицу, относя омонимы к определенной части речи). Классифицируют. Объясняют свой выбор, приводя примеры предложений. Один учащийся, который работал по карточке, проверяет по образцу правильность выполнения задания. Двое обучающихся с овз, сочинявших стихи с омонимами, читают получившиеся тексты. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение корректировать свои действия с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля и самооценки Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии; умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение работать с текстом, таблицей. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; умение договариваться с людьми; умение осознанно использовать речевые средства; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | 5 |
8 | Контроль и самоконтроль | Организует проверку выполнения упражнения (заполнение таблицы) | Формулируют алгоритм определения части речи омонимичных слов. Осуществляют предварительную оценку. | Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля и самооценки. Познавательные: умение работать с таблицей, текстом. Коммуникативные: умение работать в группе и индивидуально; умение осознанно использовать речевые средства; умение формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение. | 3 |
9 | Рефлексия | Помогает выявить причинно-следственные связи (Я сегодня понял, что … Мне было трудно … На следующем уроке я хочу … Мне было интересно …) Слушает ответы обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: владение основами самоконтроля и самооценки. Познавательные: умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства; умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. | 2 |
10 | Домашнее задание | Предлагает выбрать одно из упражнений для выполнения дома | Комментируют свой выбор домашнего задания, формулируют цель его выполнения. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: умение наблюдать, читать, слушать. Коммуникативные: умение работать индивидуально. | 1 |
11 | Подведение итогов учебного занятия | Организует оценочные высказывания обучающихся. Предлагает заполнить лист самооценки в конце урока. Предлагает изучить кластер по теме и вписать недостающие элементы в схему. Оценивает индивидуальную работу обучающихся на уроке. | Заполняют лист самооценки. Формулируют оценочные высказывания (оценивают свою работу на уроке). Заполняют кластер по теме. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, достижение поставленных целей. | Регулятивные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Познавательные: умение работать с текстом, схемой; умение классифицировать, анализировать; умение выделять главное. Комуникативные: умение владеть приёмами монологической и диалогической речи; умение работать индивидуально и в группе. | 4 |