СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке дети знакомятся с особой формой глагола - причастием. Также учатся находить как глагольные признаки, так и  признаки прилагательного этой части речи. Дети вырабатывают алгоритм отличия причастия от прилагательного.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи"»



ГАО ДПО «Саратовский областной институт развития образования»






Урок русского языка в 7классе по теме


« Причастие как часть речи»













Урок разработала:

Богданова Мария Васильевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 р. п. Базарный Карабулак

Саратовской области»









2020 год.







Технологическая карта урока.

Урок построения понятия

(урок-исследование)


Тема: «Причастие как часть речи»


Цель урока: актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:        

Образовательные:

- развивать умение формулировать определение понятий;

- формировать умение  отличать  причастие  от  других  частей  речи;

-обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

- развитие внимания;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- формирование логических умений;

- развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие  коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- получение  новых знаний о  причастии;

- работа с   текстом.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку;

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование: карточки с текстами, учебник «Русский язык: 7класс» под редакцией Е.А.Быстровой.








Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Универсальные учебные действия

Действия учителя

Действия ученика


1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, об осени написано немало прекрасных стихотворений. Вот одно из стихотворений поэта И.А.Бунина.


Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

- Какая осень перед вами? Какие эпитеты помогают автору создать образ поздней осени?



- Сможем ли мы легко определить части речи этих слов?




- А слово «опустевший» похоже на прилагательное?

-На какую еще часть речи похоже это слово?




- Выполним морфемный разбор этих слов.









- Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи является слово «опустевший», мы поняли лишь, что оно каким-то образом причастно к прилагательному и глаголу,но это не прилагательное и не глагол,так как имеет различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим?










Учащиеся читают стихотворение





- И.А.Бунин рисует картину поздней осени. Образ поздней осени помогают создать эпитеты «опустевший « и «больной».



Учащиеся отвечают, что слово «больной» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?».


- Да, похоже на прилагательное, т.к. тоже отвечает на вопрос «какой?»


-Это слово также похоже на глагол, т.к. обозначает действие: лес опустел.



Учащиеся разбирают слова по составу и замечают, что в слове «опустевший» есть суффикс (-вш-), с которым они раньше не сталкивались.

- Возможно, это какая-то новая часть речи?



- Исследовать подобное слово, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте.



Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать)

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить, чтобы понять, какой частью речи является слово «опустевший»?


- Тогда давайте проверим, как вы дома выполнили морфологический разбор слов «осенняя (пора)» и «наблюдаем» из домашнего упражнения.


-Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи.



Двое учеников выполняют морфологический разбор предложеннных слов, называют морфологические признаки глагола и прилагательного.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

-Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные.

А что вы хотите узнать о словах новой части речи?

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Что имеют общего с прилагательным и глаголом?

- Какие имеют морфологические признаки?

- Какова синтаксическая роль подобных слов?


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

4.Наблюдение над фактами (цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила)

- Ну что ж, приступим к исследованию. Обозначает ли слово «опустевший» признак предмета?


- Постоянный ли это признак? Всегда ли лес был опустевшим?






- Итак, мы выяснили общее значение слова «опустевший» . Можем ли мы судить о его синтаксической роли?


- Что ж, давайте продолжим сопоставлять новое слов с прилагательными. Что мы для этого будем делать?



- Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово.















-Какой вывод мы можем сделать?




- А изменяются ли они по числам? Давайте проверим.





- А по родам? Проверяем.



(всё записывается на доске, окончания выделяются)









- Мы увидели, что у слова новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Какие глагольные признаки мы можем определить у этого слова?




Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет.


-Да, оно отвечает на вопрос «какой?», как и прилагательное.



-Нет, лес опустевшим стал,когда опали листья с деревьев, поздней осенью.

Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то это слово обозначает признак, проявлящийся в какое-то время.


Учащиеся делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слово новой части речи является определением.


- Раз прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи?


Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное, другой - причастие, выделяют окончания.


падеж

прилагательное

причастие

И.п.

больной лес

Опустевший лес

Р.п

Больного леса

Опустевшего леса

Д.п.

Больному лесу

Опустевшему лесу


и т.д.


-Слово «опустевший», как и прилагательные , изменяется по падежам.


-Больной лес – больные леса

Опустевший лес – опустевшие леса

Да, изменяются.




-Опустевший (лес) – опустевшая (роща) – опустевшее (поле).

Да, изменяется.

Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания.







- Опустевший – значит тот, который уже опустел, действие завершилось в прошлом. В данном случае это прошедшее время совершенного вида.

Значит, эти слова, как и глагол, могут иметь время и вид.






Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания

5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия /правила

(Цель: научить обобщать, делать выводы)

- Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими признаками обладает исследуемое нами слово?







- Молодцы. Ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новое слово причастно к прилагательному и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике. Все ли выводы мы сделали правильно?

Учитель уточняет, что авторы учебника под редакцией Е.А.Быстровой считают причастие особой формой глагола, а некоторые лингвисты относят причастие к самостоятельным частям речи, о чём тоже можно подумать.

А В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи: "Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

- Это слово отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Оно, как и глаголы, имеет форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяется по родам, числам и падежам. В предложения обычно бывает определениями.



Читают определение по учебнику(стр.104 – 105) , видят, что все выводы они сделали правильно.












Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания

6.Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила)


- Ребята, что ещё нам необходжимо сделать, чтобы окончательно убедиться в справедливости наших выводов?.


- Хорошо. Прочитайте отрывок из книги И.Соколова- Микитова «На теплой земле» (упражнение 151). Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.



- Нужно проверить всё это на новом тексте.



Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка.



причастия

Признаки прилагательного

Глагольные признаки

Пылающий (шар)

м.р.,и.п.,

ед.ч

Наст.вр.,

Несов.вид

Над проснувшейся (землей)

Ж.р., тв.п.,

Ед.ч.

Прош.вр.,

Сов.вид

На просветлевшем (небе)

Ср.р.,

Пр.п.,

Ед.ч.

Прош.вр.,

Сов.вид

Над зеленеющим (лугом)

м.р.,

тв.п.,

Ед.ч.

Наст.вр.,

Несов.вид

Сверкающими (ледниками)

Тв.п,

Мн.ч

Наст.вр.,

Несов.вид









Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные

(учить способам взаимодействия, сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;

пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;

проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания

7. Итог урока


Рефлексия.

(цель: сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности)

- Ребята, мы достигли своей цели?






- А как мы всё это узнали, что мы для этого делали?

- Да, узнали, что есть новая часть речи – причастие, определили, какие она имеет морфологические признаки, какую роль играет в предложении.


- Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи слова «опустевший».

- Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы.

- Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий.

-Мы исследовали морфологические признаки причастия(склоняли, изменяли по числам и родам,определяли вид и время),сопоствляли причастия с прилагательным и глаголом, искали, что у них общего.



Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)




6. Оценивание работы учеников.

Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

- Ребята, а какие умения вы будете тренировать дома?







- Хорошо. Я предлагаю домашнее задание по выбору.

1.Выполните дома упражнение 142, где вы сможете потренироваться в определении морфологических признаков причастий или

2.Найдите причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения.


- Умение отличать причастие от других частий речи.

- Умение определять род, число и падеж причастий.

- Умение определять вид и время причастий

-Умение определять синтаксическую роль причастий.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)
































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!