4.Наблюдение над фактами (цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила) | - Ну что ж, приступим к исследованию. Обозначает ли слово «опустевший» признак предмета? - Постоянный ли это признак? Всегда ли лес был опустевшим? - Итак, мы выяснили общее значение слова «опустевший» . Можем ли мы судить о его синтаксической роли? - Что ж, давайте продолжим сопоставлять новое слов с прилагательными. Что мы для этого будем делать? - Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово. -Какой вывод мы можем сделать? - А изменяются ли они по числам? Давайте проверим. - А по родам? Проверяем. (всё записывается на доске, окончания выделяются) - Мы увидели, что у слова новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Какие глагольные признаки мы можем определить у этого слова? Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет. | -Да, оно отвечает на вопрос «какой?», как и прилагательное. -Нет, лес опустевшим стал,когда опали листья с деревьев, поздней осенью. Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то это слово обозначает признак, проявлящийся в какое-то время. Учащиеся делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слово новой части речи является определением. - Раз прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи? Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное, другой - причастие, выделяют окончания. падеж | прилагательное | причастие | И.п. | больной лес | Опустевший лес | Р.п | Больного леса | Опустевшего леса | Д.п. | Больному лесу | Опустевшему лесу | и т.д. -Слово «опустевший», как и прилагательные , изменяется по падежам. -Больной лес – больные леса Опустевший лес – опустевшие леса Да, изменяются. -Опустевший (лес) – опустевшая (роща) – опустевшее (поле). Да, изменяется. Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания. - Опустевший – значит тот, который уже опустел, действие завершилось в прошлом. В данном случае это прошедшее время совершенного вида. Значит, эти слова, как и глагол, могут иметь время и вид. | Принцип деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение) ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания |