ТЕМА УРОКА: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е;
-обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
-выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
2. Повторение
1. Словарная работа: Вставить пропущенные буквы, расставить в словах ударение: Средства, мирово…рение, ки…ометр, красивее, жалюзи, эп…демия, к..мбинат, щ...вель, (он) позвон..т, г..л..рея.
2. Синтаксический разбор предложения (один человек у доски): В степи ра..кинулся гр..мадный пурпуровый веер лучей з..ката и окрасил землю и небо мягко и нежно.
3. Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка №1
Задание: Запишите данные словосочетания в два столбика: 1 – с наречиями, 2 – с прилагательными. Составьте два предложения с любыми парами словосочетаний.
Замесить гуще, каша была гуще; копать глубже, озеро стало глубже; идти увереннее, голос стал увереннее; шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее; раздаётся реже, лес стал реже; движемся медленнее, движения стали медленнее.
Карточка №2
Задание: Найдите наречия и выполните их морфологический разбор. Выпишите слова с пропусками и со скобками.
РОДИНА МОЯ
- Что знач..т: Родина моя?
Ты спрос..шь. Я отвечу:
- Сначала тропочк..й земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поман..т сад
Душист..й веткой каждой.
Потом увид..шь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшенич(?)ные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
(Н. Полякова)
4. Работа с классом: Составьте по картине небольшой текст «Зимой в лесу», используя наречия, в том числе в степени сравнения. (Слайд №1)
5. Беседа по теме «Наречие»:
- От каких частей речи образуются наречия?
- Как пишутся прилагательные с НЕ?
Откройте учебник на странице 104, прочтите правило и скажите, что нового о правописании НЕ с наречиями вы узнали.
3. Новый материал. Закрепление материала.
1. Слайд №2
2. Упр. 219 (устно)
3. Упр. 221
4. Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво, (не)исренне.
5. Практическая работа: Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е.
Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположиться невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступать несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.
6. Словарная работа: возражение - довод, мнение против чего-нибудь. Выражение несогласия. Не терпит возражений.
Поражение - 1. Военная неудача. Разгром.
2. Болезненное повреждение (мед.) Поражение глазного нерва.
3. Поражение в правах, лишение на определённый срок политических и отдельных гражданских прав.
- Составьте предложения с этими словарными словами, используйте наречия.
ВЫВОД:
Домашнее задание: П. 36, упр. 223, 222 индивидуально. Подготовить схему слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е.