«СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Урок русского языка в 7 классе
Дворецкая Ирина Николаевна
ОГБОУ «ЦОДТ» Скопинский филиал
Цели деятельности педагога: Дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в тексте; формировать умение находить союзы в тексте; вырабатывать умение самостоятельно анализировать новый материал.
Тип урока: Урок объяснение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза; связь однородных членов и простых предложений в составе сложного;
Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты н основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию,
Осознание своей этнической принадлежности,
Знание языка как явления национальной культуры,
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения:
Наблюдение над языком
Проблемный метод
Индивидуальная, фронтальная работа
Образовательные ресурсы: Учебник для 7 класса «Русский язык» авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А
htt://www.urok.nrt
nashol.com
pandia.ru
youtube.com
Оборудование: Экран, компьютер
Демонстрационный материал:
презентация по теме урока
Основные понятия:
Определение союза как служебной части речи.
Организационная структура урока
I этап. Оргмомент. Мотивация к деятельности. (слайд 2)
Учитель:
Соня, поприветствуем друг друга, повторяй за мной.
Учитель показывает движения, прикасаясь к сердцу и т.д.:
II этап Пробное действие. (слайд 3)
Учитель:
Щадящий опрос. (Учитель задаёт вопрос на повторение пройденного материала. Ученица даёт ответы, если ответ забыла, то разрешается пользоваться учебником и поисковиком в браузере. Таким образом, задав все вопросы, добиваемся того, чтобы ученица дала ответы на все вопрос, кроме последнего. Ученица при такой форме опроса нацелена на успех и справляется с заданием, имеет положительный настрой на продолжение урока. В конце опроса ребёнок выставляют себе оценку и озвучивает проблемный вопрос.)
Вопросы:
Что такое имя существительное?
Что такое имя прилагательное?
Что такое глагол?
Что такое имя числительное?
Что такое наречие?
Что такое причастие?
Что такое деепричастие?
Что такое местоимение?
Что такое категория состояния?
Что такое предлог?
Что такое союз? (затруднение)
III этап. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.
Учитель:
- Сколько баллов ты набрала? Как ты оцениваешь уровень своих знаний?
- Сформулируй вопросы, на которые ты бы хотела получить ответы на нашем занятии.
Ученица: узнать ещё об одной служебной части речи – союз……, расширить и углубить знания о союзе и его синтаксических возможностях.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Союз как служебная часть речи» (слайд 6)
История появления слова СОЮЗ.
Учитель: название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО - от слова, корень которого дошёл до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
IV этап. Открытие нового знания. (слайд 7 )
Учитель: (С опережающим заданием)
На дом я задавала подготовить индивидуальное задание. Найти в словарях
Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова определение слова «союз».
1.
В XIX веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль так определил значение слова «союз»: «взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; часть речи, частичка, связующая слова».
2 ученик:
В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз
2 .
2 ученик:
В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз
В XX веке «Толковый словарь русского языка » С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «союз» объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Учитель:
1 ученик:
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир
Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь,
Сравни два определения союза. Чем они отличаются?
(Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее
количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и
предложения).
Учитель:
1 ученик:
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир
Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь,
Чем объясняется такое отличие?
Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. Учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С.И. Ожегова и В.И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указали не все признаки этой части речи, известные специалистами. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин «однородные члены предложения». Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.
- Прочитай опреление «союз в учебнике».
- Что ещё ты узнала из этого определения о союзе?
V этап. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Учитель:
Запиши под диктовку предложение и выполни пунктуационный разбор. (Самостоятельно записывает, затем проверяем по экрану в PAINT).
Горят первые звезды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.
[= -], а [- = о и о ].
Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).
Какую роль играют в данном предложении союзы. (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)
Физкульминутка (слайд 8)
Работа с текстом. Проверка по эталону. Обсуждение запи в тетради. (карточка 1, эталон на слайде 9)
Спишите текст, объясните выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Определите стиль и тип речи.
Определите роль союзов.
Можно ли определить лексическое значение у союзов?
Можно ли к ним задать вопрос?
Являются ли союзы членами предложения? (Приложение 1)
Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя (в)глубь, таинственную и страшную.
Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал (на) встречу. Дома выр(?)стали, огоньки заж(?)гались рядами и в бе(?) порядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел (в)продолжени(?) двух часов вдоль земли, пристаней и построек. (В)последстви(?) остановились в залив(?), а утром пароход потихоньку подтянулся к пристан(?).
Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя вглубь, таинственную и страшную.
Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал навстречу. Дома вырастали, огоньки зажигались рядами и в беспорядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел в продолжение двух часов вдоль земли, пристаней и построек. Впоследствии остановились в заливе, а утром пароход потихоньку подтянулся к пристани.
(по В. Короленко)
Делается вывод «Союз как служебная часть речи» (слайд 10 )
Записав и проанализировав предложения, ученица делает вывод о том, что союзы соединяют однородные члены и части сложного предложения. Кроме того, второе предложение присоединяется к первому также с помощью союза, благодаря чему весь текст воспринимается как единое целое.
Таким образом, союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союз не является членом предложения.
Работа с учебником. (слайд 11)
Ученица сопоставляет материал учебника со своими выводами (страница учебника 146)
Упр. 355 стр. 146. Самостоятельная работа, с использованием учебника литературы 7 класс. (резерв)
VI этап. Итог урока.
Тест. (слайд 12)
1. В русском языке есть ____________- и служебные части речи.
2.Служебные части речи – это _________________________________.
3.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называются___.
4. Союзы бывают _______________________________________________.
5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения в составе сложного:
1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Рефлексия. (слайд 13)
Обучающаяся выбирает те фразы, которые считает нужными и заканчивает высказывания одним предложением, выбирая начало фраз из рефлексивного экрана на слайде.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел (ла)…
Я научился(лась)…
Я смог (ла)…
Я попробую…
Меня удивили…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VII этап. Домашнее задание. (слайд 14)
Рабочая тетрадь.
Урок окончен.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Карточка 1
Спишите текста, объясните выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Определите стиль и тип речи. Определите роль союзов. Можно ли определить лексическое значение у союзов? Можно ли к ним задать вопрос? Являются ли союзы членами предложения?
Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя (в)глубь, таинственную и страшную.
Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал (на) встречу. Дома выр(?)стали, огоньки заж(?)гались рядами и в бе(?) порядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел (в)продолжени(?) двух часов вдоль земли, пристаней и построек. (В)последстви(?) остановились в залив(?), а утром пароход потихоньку подтянулся к пристан(?).