Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1.Организационный момент. Учитель здоровается с учениками. - Ребята, сегодня постараемся, чтобы у нас получился хороший рабочий урок. Запишите сегодняшнее число. | Дети встают, здороваются с учителем, потом здороваются друг с другом. | |
2. Сообщение целей урока. - Ребята, сегодня мы с вами должны очень хорошо поработать на уроке. | Ученики записывают дату. | Тему определяют самостоятельно в процессе работы. |
3.Актуализация знаний. 1) - На доске записано 3 предложения: а) Он (не) б..жал … мчался б..сь оп..здать на эту долгожда(н, нн)ую встречу. б) В(близи) море пр..зрачно и чисто… в отд..лении оно л..жит темно(синей) п..лосой. в) Куст с..ренира..цвел… к нему прик..снулась добрая чел..веческая рука. | Ученики обдумывают задание и записывают предложения в тетрадь. | Задание проверяется.Желающие комментируют их выполнение. |
2) – Чего не хватает в этих предложениях? Что можно вставить вместо точек из предложенных вариантов? | Обдумать вопрос. Записать ответ в тетрадь. | Используется структура Сингл Раунд Робин (обсуждение, учащиеся проговаривают ответ на данный вопрос по кругу один раз). - Чего-то не хватает в этих предложениях? Что не так? Что можно вставить вместо точек из предложенных вариантов? а) не; б) из-за; в) потому что; г) а; д) же. Проверка задания. Комментарии ответов. |
3) Текст с вариантом ответа выводится на экран. Беседа. - Ребята, что нужно было поставить вместо точек, чтобы был смысл в предложениях? - Союз – это служебная часть речи или самостоятельная? - Чтобы узнать, какова роль союзов, рассмотрим каждое предложение отдельно. | Подчеркнуть грамматические основы, обозначит структуры предложений. | а) Он не бежал, а мчался, боясь опоздать на эту долгожданную встречу. б)Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении оно лежит темно-синей полосой. в)Куст сирени расцвел, потому чток нему прикоснулась добрая человеческая рука. |
4) Работа с учебником. | Учащиеся читают теоретический материал (страницы 175-176). | |
5) Работа с теоретическим материалом учебника. | Ребята выписывают положения «До», «После»). | Используется структураЭй Ар Гайд(предлагается карточка с тезисами). Карточка. 1.Союзы – это служебные слова. 2.Союзы связывают между собой однородные члены предложения. 3.Союзы связывают между собой части сложного предложения. 4. Сочинительные союзы связывают между собой однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. 5. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения. 6. Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. 7. В сложноподчиненном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос. 8. В сложноподчиненном предложении части зависят друг от друга. 9. В сложносочиненном предложении от одной части к другой нельзя поставить вопрос. 10. Части сложносочиненного предложения равноправны между собой. Тезисы комментируются отдельными учащимися. |
6) Работа с текстом. (Выпишите из текста на отдельный листочек в три колонки сочинительные союзы, предлоги, подчинительные союзы). | Выборочное списывание. Учащиеся заполняют три колонки примерами. Садятся на свои места и создают один общий список от команды и прикрепляют к доске. Обсуждение заданий. | Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым узорчатым мхом, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру… Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху. Как-то немного жутко сделается, когда с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей. Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел, изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота-кукушка. Используется структура Стё Зе Класс (учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше ответов к своему списку). |
7) Выполнение упражнений. | Учащиеся составляют предложения по заданной схеме. | Упражнение 387 учебника. Обсуждение выполненных заданий. |
8) Итоги урока. - Ребята, сейчас встанут те ученики, которые согласны с моим утверждением: 1. «Я понял тему и могу выполнять задания». 2. «Я понял тему, но затрудняюсь в выполнении заданий». 3. «Я не понял тему и не готов к выполнению заданий». | Учащиеся встают. Хлопают в ладоши. В пятницу подходите на индивидуальную консультацию. | |
9) Домашнее задание. - Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Обязательно упражнение 386, упражнение 387 (повышенной трудности). |