Этап 1 МОТИВАЦИИ "Отсроченная отгадка" "Оратор" | Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привечённое, почти незамеченное, бедное страдательное причастие. Что вы уже знаете об этой теме? Подберите ключевые слова об этом или на эту тему…. Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно! Не правда ли, звучит как открытие! | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ "Лови ошибку" "Столкновение противоречий" | - Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени: Разукрасить -_________________________ Припорошить-___________________________ Раскрасить-___________________________ Веселиться-_______________________________ Зажечь-__________________________ Праздновать-________________________ А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е? 1) Замеш..нный в преступлении человек; 2) картины развеш..ны; 3) поле засе..но; 4) пристрел..нное ружье. А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) Решё..ая задача; 2) мороже..ые овощи; 3) освещё..ая улица; 4) копчё..ая на костре рыба. А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)? 1) Листья развея..ы ветром; 2) девочка рассея..а; 3) страница разорва..а; 4) общество образова..о пять лет назад. А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё? 1) Заключ..нный; 3) обожж..на; 2) получ..нный; 4) огорч..ны. Тушёный, копчёный, сгущённый Самоопределение к деятельности. Есть очень тихие слова. Они шуршат едва-едва. Ну, например, шалаш, камыш, Иль, скажем, шорох, шина, мышь. - Какие звуки делают эти слова «тихими»? - В каких орфограммах мы встречали опознавательный признак – шипящий перед гласными? - Что является условием правильного написания гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?( ----ударение) Освещ..нный светом Выкраш..нная скамья Трава скош..на Друг огорч..н - Вы смогли выполнить задание, используя известное правило? - В чем затруднение? - Какая это часть речи? - Докажите, что это причастия -Определите разряд и время причастий -Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока - Определите учебную задачу, продолжив предложение: А) Выяснить..(какие гласные пишутся в суффиксах после шипящих в СППВ) Б) Научиться..( выбирать этих гласных после шипящих в суффиксах СП) В) Исследовать..(эту орфограмму на примерах) - Так как же быть с причастиями, в которых пропущены буквы? | Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы | Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Этап 3 ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ "Пресс – конференция" | - Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных? склониться над колодцем, камышовая крыша, милая девчонка, идти с отцом, искусственный шёлк, спелый крыжовник, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвый товар, стережёт дом - Давайте применим данные требования к нашим причастиям. Освещённый Выкрашенная Скошена Огорчён - Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? Формулировка правила - Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Чтение правила, сравнение со своей формулировкой, приведение примеров - Проверим себя. Откройте учебник на стр.90, прочитаем правило вслух. - Есть ли в тексте новая информация? О чем не сказали? - Расскажите друг другу о правиле написания букв Е - Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры. Из упр.165 - Оцените рассказ друг друга Развитие умений правописания гласных Е-Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Будем учиться применять данное правило. Составляют алгоритм применения правила (сильные ) Ставлю ударение Смотрю, куда падает ударение Ё На ^' не на ^' Е Составьте алгоритм применения сегодняшней орфограммы 2. Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке 1. Определить часть речи. 2. Поставить в слове ударение. 3. Выделить морфему с орфограммой. 4. В корне: - Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк). - Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора. 5. В суффиксе: - В существительном. и прилагательном под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый). - В причастии под ударением пишем Ё, без ударения – Е. 6. В окончании: - В глаголах под ударением пишем Ё (печёт). - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем). Упр. 168 (записать слова, распределив их по трем столбикам): | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Этап 4 ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ "Свои примеры" | Физкультминутка Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привечённое, почти не замеченное, бедное, бедное страдательное причастие. Лишённый Обобщённый Сожжён Поглощён Вывод: Так как причастия образованы от глаголов, то в нём, как и в глаголах, под ударением после шипящих пишется буква Ё, без ударения- Е: Тушёный Копчёный Сгущённый - В существительных, образованных от причастий, гласная Ё под ударением после шипящих также сохраняется: Тушёнка Копчёности Сгущёнка Проблемный вопрос? Способы образования Подумай и ответь, почему в словах УЧЁНЫЙ, ТУШЁНКА, НОЧЁВКА, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР пишется Ё? | Формулируют учебную цель. Отвечают на вопросы. Делают выводы, выполняют письменное задание | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения |
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ "Пресс – конференция" | - В тексте, который я предлагаю вашему вниманию, пропущены причастия. Восстановите деформированный текст, записанный на карточках, воспользовавшись словами для справок. Мы вошли в лес, … лучами осеннего солнца. …дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, …яркой красотой леса. На … траве лежали … листья. Березы покрылись золотой листвой, … на солнце. Очень красивы клены, …в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо … на землю. И на дорожках листья, печально …под ногами. Иногда попадается дача, … деревянным …забором. Слова для справок: освещенный, расчищенный, пораженный, пожелтевший, опавший, сверкавший, одетый, падающий, шуршащий, окруженный, выкрашенный - Прочитайте получившийся текст. - Кто выполнил задание по-другому? - К какому типу речи относится? Докажите. - Какова стилистическая принадлежность текста? - Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные в художественном тексте? - Какой художественный образ создан в данном отрывке? - Объясните постановку запятых в предложениях. - Найдите и выпишите слова, которые соответствуют теме нашего урока, графически объясняя орфограмму. Тест «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» 1. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих). 1) лучОм – в окончании существительного, под ударением 2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под ударением 3) тушЁнка – в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном 4) вооружЁнный – в суффиксе причастия 2. В какой строке во всех словах пишется О? 1) вооруж…нный, напереч…т, ж…сткий, свеч…й 2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м 3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к 4) ещ…, ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка 3. В какой строке во всех словах пишется О? 1) щ…лкать, гладкош…рстный, ч…рствый 2) ч…рточка, ш…у, кумач…вый, щ…лка 3) копч….ный, дж…нка, молодож…н, сч..т 4) ож…г руки, руч…нка, душ…нка, меш…чек | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Делают выводы, выполняют письменное задание | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Этап 5 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Незаконченные предложения" "Отсроченная отгадка" | Какие цели и задачи ставили перед собой и чего достигли? На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… Больше всего на уроках русского языка я люблю…. Мне не очень нравится…… Если бы я был учителем русского языка, я бы ….. Мне сегодня на уроке было ... . Теперь я знаю, что... . Я могу похвалить себя за ... . Мне осталось непонятным ... . Русский язык таит в себе немало открытий. Русский язык никогда не будет простым. Домашнее задание Параграф 27, упр.169, 171 | Учащиеся закончивают ряд предложений. Оценивают свою работу на уроке Удивительный факт даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие | Личностные: - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной форме, - анализ, - синтез. |