Урок русского языка в 8 классе
Тема «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями».
Цель урока: Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами , не обособляются. Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями» на более сложном материале.
1)образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
2)развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;
3)воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в паре
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
-организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности
Тип урока: Урок «открытия» нового знания с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Ход урока
-Здравствуйте, ребята!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили, что изучали на предыдущих уроках.
- Что такое обособление? (выделение членов предложения по смыслу и интонационно).
- Как выделяются обособленные члены на письме? (знаками препинания).
- Для чего необходимы знаки препинания? Прочитаем высказывание К.Г.Паустовского: «… Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
- О каких обособленных членах предложения мы уже говорили на предыдущих уроках? (обособленные определения и приложения).
1)- Повторим и закрепим пройденный материал, выполнив задание: выписать номера предложений с обособленным определением и обособленным приложением, расставить недостающие знаки препинания.
-
Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
-
Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
-
Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
-
Река пенилась, вздымая валы.
-
Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
-
Был зимний день, ясный и морозный.
-
Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
-
Не читай лёжа.
-
Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
-
Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
1, 3,6,7 | 2,5 |
- Проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Самопроверка).
-Оцените себя, поставьте отметку в соответствующую графу «Листа самооценки», который лежит у вас на партах.
- Почему не все номера предложений выписали? У вас осталось 4 «лишних » предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее?
(В их составе мы видим деепричастия)
-Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии как части речи. Есть необходимость освежить наши знания, т.к. деепричастия изучались нами в 7 классе.
-Оформим их в виде кластера.
(На доске)
-Итак, деепричастие неизменяемая часть речи, обозначающая добавочное действие, зависит от глагола, который обозначает основное действие предмета.
Изучение нового материала. Актуализация знаний.
-Из оставшихся предложений выпишем в тетради предложения с обособленными членами.
Река пенилась, вздымая валы.
Листья, падая, шепчутся.
- Какие члены предложения обособлены? (обстоятельство)
-Чем выражены обстоятельства? (ДО и одиночным деепричастием)
-Как мы сформулируем тему нашего урока? Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.
Запишем её.
Целеполагание и мотивация: Каких целей нам нужно достичь на уроке?
(знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, правильно расставлять знаки препинания, уметь находить предложения с обособлением в тексте, уметь употреблять такие предложения в речи).
-Опираясь на проанализированные предложения, сформулируем правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.
(Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)
(Обособляется одиночное обстоятельство независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности.(действия)
Т.Е. мы можем заменить деепричастие глаголом.
(Обратимся к учебнику, проверим, верно ли мы сделали выводы)
- Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, достаточно ли мы получили знаний об обособлении обстоятельств?
(Нет, мы видим предложения, в которых обстоятельства не обособляются)
Не читай лёжа.
-На какой вопрос оно отвечает?(как? Каким образом?)
Имеет ли оно добавочное действие к основному глаголу?
(Добавочного действия не имеет, оно утратило значение глагольности.)
-К какой части речи приближается ?
( По значению приближается к наречию)
-Какой можем сделать вывод?
Не читай (как?) лёжа. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным от деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми.
Вывод: не обособляются деепричастия, утратившие значение глагольности, имеющие наречное значение и являющиеся обстоятельствами образа действия (можно заменить наречием).
2) Различитьих бывает трудно, поэтому запишите в тетради самые распространённые наречия, образованные от деепричастий. (на доске в столбик)
СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ
ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ
ШЛИ НЕ СПЕША
-Подберите к ним глаголы. Прочитайте. Оцените себя
Выписываем последнее предложение
Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
-Почему в данном предложении не выделяется деепричастный оборот? (фразеологизм)
-Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете?
-Составьте с одним из них предложение.
Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.
Вывод: Никогда не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой фразеологизм.
3)- Запишите свои выводы в виде таблицы
3. Проверка составленной учащимися таблицы.
| |
Обособляются | Не обособляются |
1. Деепричастные обороты в любом месте предложения. | 1. Деепричастия, близкие к наречиям |
2. Одиночные деепричастия. | 2. Фразеологические обороты. |
| |
| |
-Ставим себе оценку за эту работу.
-
Реализация построенного проекта.
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
Самопроверка по образцу. Оценивание.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
• Прочитайте внимательно текст.
• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?
• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.
• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
-Проверяем задание.(Чтение со знаками, обособленные обстоятельства)
Оцениваем.
-Как вы считаете, почему в художественных текстах широко используются предложения с деепричастиями и ДО?
(Они дополняют, дорисовывают основное действие предметов, служат выразительности произведения)
Домашнее задание
-Какое произведение мы изучаем на уроках литературы?
-Выпишите из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 5 предложений с обособленными обстоятельствами.
!!!!!!!
(Если время позволит – текст упр.315. Выразительно прочитать, найти обособленные обстоятельства)
6)Поиграем в «Крестики- нолики»
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н
-
Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.
-
Она слушала затаив дыхание.
-
Катер набирая скорость, дал сигнал.
-
Ребята принялись за дело засучив рукава.
-
Широкие круги плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
-
Мы сломя голову неслись по ухабам.
-
Жёлтый месяц опускаясь на юг замер на бледной завесе мглы.
-
Она сидела молча.
-
Задумчиво опустив головы люди молчали.
1о | 2н | 3о |
4н | 5о | 6н |
7о | 8н | 9о |
Проверка – 1 ученик у доски.
Оценивание
Рефлексия
-Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
-Были на уроке какие-то открытия?
Напишите несколько предложений по теме урока, начинающихся словом «Оказывается»
(Зачитываются)
-Поставьте себе общую оценку за урок(средний балл)
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
1.Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
2. Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
3.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4.Река пенилась, вздымая валы.
5.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
6.Был зимний день, ясный и морозный.
7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
8.Не читай лёжа.
9.Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
10.Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
1.Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
2. Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
3.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4.Река пенилась, вздымая валы.
5.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
6.Был зимний день, ясный и морозный.
7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
8.Не читай лёжа.
9.Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
10.Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
1.Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
2. Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
3.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4.Река пенилась, вздымая валы.
5.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
6.Был зимний день, ясный и морозный.
7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
8.Не читай лёжа.
9.Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
10.Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
1.Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
2. Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
3.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4.Река пенилась, вздымая валы.
5.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
6.Был зимний день, ясный и морозный.
7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
8.Не читай лёжа.
9.Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
10.Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
1.Нет несчастнее людей, поражённых завистью.
2. Соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
3.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4.Река пенилась, вздымая валы.
5.Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
6.Был зимний день, ясный и морозный.
7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
8.Не читай лёжа.
9.Будешь работать спустя рукава- многого не достигнешь.
10.Листья, падая, шепчутся.
Обособленные определения Предложения № | Обособленные приложения Предложения № |
| |
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
4) Графический диктант.
Расставьте знаки препинания в предложениях, определите, есть ли в них обособление. Поставьте плюс или минус в соответствующую графу таблицы.
1. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись он ударил кулаком по столу.
5. Уходя гасите свет.
6. Ребёнок смотрел на выступление акробатов разинув рот.
7. Я люблю смотреть телевизор сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу вспыхивая мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
Прочитайте внимательно текст.
К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией. Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
Прочитайте внимательно текст.
К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией. Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
Прочитайте внимательно текст.
К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией. Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
Прочитайте внимательно текст.
К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией. Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
5) Работа с текстом.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
Прочитайте внимательно текст.
К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией. Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |