РУССКИЙ ЯЗЫК
8 класс
Автор: Букина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Тема: Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах.
Цели
1.Образовательная:
Организовать деятельность по углублению понятия об уточняющих членах предложения. Формировать умение обособлять уточняющие члены предложения.
2.Развивающая:
Содействовать закреплению теоретических знаний по теме. Способствовать развитию навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте, развитию творческого воображения, творческих способностей при употреблении в речи синтаксических конструкций с уточняющими членами.
3.Воспитательная:
Формировать умение сотрудничать, содействовать воспитанию культуры речи, способствовать постижению прекрасного в природе и в произведениях русских писателей.
Тип урока
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Методы
Репродуктивный, проблемный.
Организационные формы обучения
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе (опережающее задание)
Средства обучения:
1) мультимедийный комплекс;
2) слайды-схемы, слайды-фото;
3) кластер «Уточняющие члены предложения»;
4) текст художественного стиля;
5) тест «Поединок с теорией»
6) буклет «Уточняющие члены предложения»
7)Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. 8 класс». Под редакцией Богдановой Г.А. 2012.
8) Миловидова И.В. Тесты по русскому языку. 8 класс. – Издательство «Экзамен»,2010.
9) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс. Основная школа. «Интеллект – Центр». Москва. 2009.
10)Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под редакцией Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. 2012
11) Уроки русского языка с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением / Автор-сост.: Т.А.Захарова, Л.А.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа)
12) Учебные таблицы по русскому языку: 5 – 11 классы/Составитель А.Б.Малюшкин.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Целеполагание и мотивация
Цель:
Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся.
1.Лингвистическая разминка.
2.Повторение теоретического материала с использованием теста «Поединок с теорией».
3.Обобщение теоретических сведений (буклет) – индивидуальное задание.
Задание 1.
Проверьте свои знания по орфографии. Укажите номера тех слов, в которых надо писать букву а. Какой темой объединены указанные слова?
1)изл..гать, 2)прил..жение, 3)р..сток, 4)отр..сль, 5)заг..релый, 6)з..ря,7)выр..щенный, 8)выр..стаю, 9)прик..сновение, 10) к..саться.
Ответ: 1, 4, 6, 7, 8, 10
Задание 2.
( Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, помогающие разделить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста).
Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П.Чехов)
Актуализация знаний
Цель: систематизировать новую информацию и соотнести полученные сведения с собственными знаниями.
.
- Предположите, почему сегодняшний урок начался с высказывания о знаках препинания?
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Запишите сегодняшнее число и тему урока.
- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
Задание 3.
-
Работа в парах: один ученик задаёт вопросы, другой на них отвечает.
Задание:
Дополните часть высказывания. (Тесты у каждого ученика.)
1.Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются __________________.
2.Уточняющими членами предложения называются те члены предложения, которые
а) поясняют;
б) заменяют;
в) объединяют.
3.Чаще всего обособляются обстоятельства ________ и ____________.
4.Уточняющий член предложения стоит _________ уточняемого.
5.Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов ____.
6.При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова ______________.
7.Обособляются дополнения с предлогами _____________________.
8.В предложении Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.
а) обособленное обстоятельство;
б) обособленное дополнение.
-
Индивидуальные задания. Ученик, выполнявший исследование, обобщает материал (выступление на лингвистическую тему). Ученик, составлявший буклеты по теме «Уточняющие члены предложения», представляет свой материал.
-
– Ребята, скажите, кто из учёных впервые обратился к теме «Обособленные члены»?
(Обособленные члены предложения – сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале 20 в. Александр Матвеевич Пешковский в своём труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, сопровождающую обособление, А.М.Пешковский назвал обособляющей).
Этап усвоения знаний и способов действий
Цель: проанализировать, интерпретировать полученные знания
Задание 4.
Распространите предложения уточняющими обстоятельствами, используя слова для справок:
-
В обед всё на час затихает.
-
В тихом лесу танцует глухарь.
-
Недалеко от Рязани есть старинное село Константиново.
-
Здесь родился Сергей Есенин.
-
Этот тополь Есенин посадил около своего дома в 1924 году.
Слова для справок: на самом краю болота, весной, в самую жару, в Константинове, на реке Оке.
- Какие обстоятельства вы использовали?
- Рассмотрите фотографии. Это своеобразная подготовка к восприятию текста. Вы сразу сможете сказать, что речь в тексте пойдёт о весне.
- Ребята, что происходит в природе с началом весны? А в душе человека?
Задание 5.
Чтение текста учеником.
- К какому стилю речи относится текст? Докажите.
- Определите тип речи.
- Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?
В..сной _ в середине апреля _ дыш..тся ле..ко. В л..су под д..р..вьями ещё л..жит сне.. . А на южных склонах _ на проталинах _ по..вляется первая травка. Всё пахнет весной. Каждая тр..винка_ источающая горьковатый ар..мат _ раду..тся солнцу. Б..рюзовое небо отражается в серебря..ом зерк..ле ре..к. _ освободившейся ото льда.
Проверка выполнения задания.
Выберите номера предложений с уточняющими членами. Знаки препинания не расставлены.
-
Лексика – это все слова языка, то есть его словарный состав.
-
Не рекомендуется читать лёжа.
-
В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство.
-
Эти неприхотливые цветы называют календулой, или ноготками.
-
Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
-
В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.
-
Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море.
-
Нельзя работать спустя рукава.
Ответ: 1, 3, 4, 7.
Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.
1.Всадник остановился отдохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.
2.Хотя люди покорили природу, они ещё не научились беречь её.
- Выполняя задания сегодняшнего урока вы ещё раз убедились в справедливости высказывания писателя А.П.Чехова.
- Сделайте вывод, для чего необходимо изучать пунктуацию?
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Для чего вам необходимы полученные знания?
- Какой материал вызвал у вас больше всего затруднений?
- Какой вывод должен последовать из этого?
Выставление оценок.
Этап информации о домашнем задании.
-
Повторить теоретический материал параграфа 31. Используйте при повторении таблицу.
-
Задание по выбору:
1)Выписать из учебника истории предложения с уточняющими членами.
2)Выполнить упражнение 351.
2)Творческое задание. Составить рассказ на тему «Весной в деревне», используя разные предложения с обособленными и уточняющими членами.