СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит материал по повторению орфографии и пунктуации. В ходе урока поробно рассматривается теоретический материал, содержажится достаточное количество заданий для формирования практических умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах"»



РУССКИЙ ЯЗЫК


8 класс

Автор: Букина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

Тема: Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах.

Цели

1.Образовательная:

Организовать деятельность по углублению понятия об уточняющих членах предложения. Формировать умение обособлять уточняющие члены предложения.

2.Развивающая:

Содействовать закреплению теоретических знаний по теме. Способствовать развитию навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте, развитию творческого воображения, творческих способностей при употреблении в речи синтаксических конструкций с уточняющими членами.

3.Воспитательная:

Формировать умение сотрудничать, содействовать воспитанию культуры речи, способствовать постижению прекрасного в природе и в произведениях русских писателей.

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.


Методы

Репродуктивный, проблемный.


Организационные формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе (опережающее задание)





Средства обучения:

1) мультимедийный комплекс;

2) слайды-схемы, слайды-фото;

3) кластер «Уточняющие члены предложения»;

4) текст художественного стиля;

5) тест «Поединок с теорией»

6) буклет «Уточняющие члены предложения»

7)Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. 8 класс». Под редакцией Богдановой Г.А. 2012.

8) Миловидова И.В. Тесты по русскому языку. 8 класс. – Издательство «Экзамен»,2010.

9) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс. Основная школа. «Интеллект – Центр». Москва. 2009.

10)Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под редакцией Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. 2012

11) Уроки русского языка с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением / Автор-сост.: Т.А.Захарова, Л.А.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа)

12) Учебные таблицы по русскому языку: 5 – 11 классы/Составитель А.Б.Малюшкин.






ХОД УРОКА


Организационный этап.


Целеполагание и мотивация


Цель:

Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся.

1.Лингвистическая разминка.

2.Повторение теоретического материала с использованием теста «Поединок с теорией».

3.Обобщение теоретических сведений (буклет) – индивидуальное задание.


Задание 1.

  • Слайд 1

Проверьте свои знания по орфографии. Укажите номера тех слов, в которых надо писать букву а. Какой темой объединены указанные слова?

1)изл..гать, 2)прил..жение, 3)р..сток, 4)отр..сль, 5)заг..релый, 6)з..ря,7)выр..щенный, 8)выр..стаю, 9)прик..сновение, 10) к..саться.

Ответ: 1, 4, 6, 7, 8, 10


Задание 2.

  • А.П.Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Запишите это высказывание.

  • Переведите слова А.П.Чехова на язык науки.

( Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, помогающие разделить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста).


  • Слайд 2

Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П.Чехов)


Актуализация знаний

Цель: систематизировать новую информацию и соотнести полученные сведения с собственными знаниями.

.

  • Слайд 3.

- Предположите, почему сегодняшний урок начался с высказывания о знаках препинания?

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Запишите сегодняшнее число и тему урока.

- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.



  • Слайд 4. «Поединок с теорией».

Задание 3.


  1. Работа в парах: один ученик задаёт вопросы, другой на них отвечает.

Задание:

Дополните часть высказывания. (Тесты у каждого ученика.)


1.Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются __________________.

2.Уточняющими членами предложения называются те члены предложения, которые

а) поясняют;

б) заменяют;

в) объединяют.

3.Чаще всего обособляются обстоятельства ________ и ____________.

4.Уточняющий член предложения стоит _________ уточняемого.

5.Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов ____.

6.При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова ______________.

7.Обособляются дополнения с предлогами _____________________.

8.В предложении Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.

а) обособленное обстоятельство;

б) обособленное дополнение.

  1. Индивидуальные задания. Ученик, выполнявший исследование, обобщает материал (выступление на лингвистическую тему). Ученик, составлявший буклеты по теме «Уточняющие члены предложения», представляет свой материал.

  2. – Ребята, скажите, кто из учёных впервые обратился к теме «Обособленные члены»?


(Обособленные члены предложения – сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале 20 в. Александр Матвеевич Пешковский в своём труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, сопровождающую обособление, А.М.Пешковский назвал обособляющей).


  • Слайд 5. Кластер «Уточняющие члены предложения»


Этап усвоения знаний и способов действий


Цель: проанализировать, интерпретировать полученные знания


  • Слайд 6. Уточняющие обстоятельства

Задание 4.

Распространите предложения уточняющими обстоятельствами, используя слова для справок:

    1. В обед всё на час затихает.

    2. В тихом лесу танцует глухарь.

    3. Недалеко от Рязани есть старинное село Константиново.

    4. Здесь родился Сергей Есенин.

    5. Этот тополь Есенин посадил около своего дома в 1924 году.

Слова для справок: на самом краю болота, весной, в самую жару, в Константинове, на реке Оке.



- Какие обстоятельства вы использовали?

  • Слайд 7, 8, 9. Фотографии «Природа весной»

- Рассмотрите фотографии. Это своеобразная подготовка к восприятию текста. Вы сразу сможете сказать, что речь в тексте пойдёт о весне.

- Ребята, что происходит в природе с началом весны? А в душе человека?

  • Слайд 10. Работа с текстом.


Задание 5.


Чтение текста учеником.


- К какому стилю речи относится текст? Докажите.

- Определите тип речи.

- Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?


В..сной _ в середине апреля _ дыш..тся ле..ко. В л..су под д..р..вьями ещё л..жит сне.. . А на южных склонах _ на проталинах _ по..вляется первая травка. Всё пахнет весной. Каждая тр..винка_ источающая горьковатый ар..мат _ раду..тся солнцу. Б..рюзовое небо отражается в серебря..ом зерк..ле ре..к. _ освободившейся ото льда.


Проверка выполнения задания.




  • Слайд11, 12, 13. Физминутка для зрения.


  • Слайд 14. Тест.

Выберите номера предложений с уточняющими членами. Знаки препинания не расставлены.

    1. Лексика – это все слова языка, то есть его словарный состав.

    2. Не рекомендуется читать лёжа.

    3. В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство.

    4. Эти неприхотливые цветы называют календулой, или ноготками.

    5. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

    6. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.

    7. Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море.

    8. Нельзя работать спустя рукава.


Ответ: 1, 3, 4, 7.


  • Дополнительное задание


Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.


1.Всадник остановился отдохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

2.Хотя люди покорили природу, они ещё не научились беречь её.



  • Слайд 15. Эпиграф к уроку.


- Выполняя задания сегодняшнего урока вы ещё раз убедились в справедливости высказывания писателя А.П.Чехова.

- Сделайте вывод, для чего необходимо изучать пунктуацию?

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.


- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

- Для чего вам необходимы полученные знания?

- Какой материал вызвал у вас больше всего затруднений?

- Какой вывод должен последовать из этого?

Выставление оценок.

  • Слайд 16


  • Слайд 17.


Этап информации о домашнем задании.

  1. Повторить теоретический материал параграфа 31. Используйте при повторении таблицу.

  2. Задание по выбору:

1)Выписать из учебника истории предложения с уточняющими членами.

2)Выполнить упражнение 351.

2)Творческое задание. Составить рассказ на тему «Весной в деревне», используя разные предложения с обособленными и уточняющими членами.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!