«МКУ Отдел образования Исполнительного комитета
Тетюшского муниципального района»
МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок русского языка
на районном семинаре учителей
русского языка и литературы
по теме «Эффективные формы и методы
работы на уроках русского языка и литературы
в свете требований ФГОС».
«Вставные конструкции»
Учитель – Волкова Елена Аркадьевна
10 апреля 2018 года
Урок русского языка в 8 классе
Урок № 81
Тема урока: Вставные конструкции.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Содержательная: формирование знаний о вставных конструкциях.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные:
ученик научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД
Познавательные:
Ученик научится находить ответы на вопросы, используя учебник.
Ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
ученик научится самостоятельно анализировать пути достижения цели в новом учебном материале;
ученик получит возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные:
ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией одноклассников.
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные:
ученик научится выявлять в тексте предложения с вставными конструкциями и обособлять их, различать вставные конструкции от вводных предложений.
ученик получит возможность научиться употреблять в своей речи вставные конструкции.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2007 год, С. Г. Бардхударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
Предметно-образовательная среда: учебник, карточки с заданиями, компьютер, экран.
Демонстративный материал: компьютерная презентация «Вставные конструкции»
Ход урока:
слайд № 1 - титульный
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
……
слайд № 2
Знания, полученные в молодости, пригодятся в старости.
……
Простое предложения, повествовательное, невосклицательное, распространённое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2 этап. Актуализация и пробное учебное действие.
Вводные слова и вводные предложения.
Индивидуальное задание (карточка, устно – Сизова И., Алякина Н.). Прочитайте предложения так, чтобы в зависимости от контекста выделенные слова выступали то в качестве членов предложения, то в роли вводных слов. Распечатка, готовятся -
1. За тем лесом видно озеро. 2. К счастью путь был долгим.
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
1. Различные степени уверенности
2. Различные чувства
3. Источник сообщения
4. Порядок мыслей и их связь
5. Замечания о способах оформления мыслей.
Вводные слова и предложения на письме выделяются запятой.
слайд № 3 - индивидуальное задание выр. чтение предложений
1. За тем лесом видно озеро. 1) сказуемое 2) вводное слово
2. К счастью путь был долгим. 1) дополнение 2) вводное слово
Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
слайд № 4 – число, классная работа
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Ребята, готовясь сегодняшнему уроку, я волновалась, справятся ли мои сегодня с новым материалом. Вот о чём я думала.
слайд № 5
1. Ученики усвоят новую тему.
2. Вероятно, ученики усвоят новую тему.
3. Ученики, безусловно, усвоят новую тему.
4. Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
В первом предложении утверждение,
второе передает сомнение,
третье – уверенность.
Во втором и третьем предложениях передано отношение к тому, о чем Вы говорите. Использованы вводные слова
Внутри данного предложения находится самостоятельное предложение, которое заключено в скобки.
Нет, это не вводное предложение, потому что не передаёт отношение к тому, о чём сообщается.
Нет, эту тему мы ещё не изучали.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
…..
слайд № 6 – тема урока – Вставные конструкции
……
……
Ответ найдём в учебнике
5 этап. Реализация построения проекта.
слайд № 6 - тема урока щелчок
Вставная конструкция – конструкция (слово, сочетание слов или предложение), которая содержит добавочную информацию.
Учитель: Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции не делают предложение сложным. Они остаются простыми предложениями, осложнёнными вставными конструкциями.
слову, словосочетанию или предложению
На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда – тире. Постановка и того и другого знака при выделении вставных конструкций одинаково возможна.
Тире ставится только в середине предложения!!!
Учитель: Не забудьте, что если внутри вставной конструкции есть знаки препинания, то они сохраняются. А все знаки препинания, которые стоят на месте разрыва предложения вставной конструкции, выделяемой скобками, помещаются после скобок.
В речи вставные конструкции выделяются особой интонацией: они произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона, обычно без логического ударения.
Вводные слова и предложения выражают отношения говорящего или автора текста
1. Различные степени уверенности
2. Различные чувства
3. Источник сообщения
4. Порядок мыслей и их связь
5. Замечания о способах оформления мыслей.
Вставные конструкции выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Для того чтобы закрепить изученный материал о вставных конструкциях и научиться применять его на практике, выполните два задания.
слайд № 7 - задание 1
1. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.
2. Владимир Сергеевич (так звали молодого человека в пальто) с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.
3. В жаркое летнее утро, конечно, разбудили нас ранее обыкновенного.
4. Мой приход – и я мог это заметить – сначала несколько смутил гостей.
Щелчок – ответ: 2, 4
слайд № 8 - задание 2
Ему пятьдесят шесть лет 1но он еще очень красив 2 и очень хорошо одет 3 мне не понравилось только 4 что он приехал в крылатке 5 пахнет английским одеколоном 6 и глаза совсем молодые.
слайд № 9 - проверьте себя
Ему пятьдесят шесть лет, 1 но он еще очень красив 2 и очень хорошо одет 3 (мне не понравилось только, 4 что он приехал в крылатке), 5 пахнет английским одеколоном, 6 и глаза совсем молодые.
Запятые 1,4,5,6, скобки 3,5
Крылатка (одежда) — верхняя мужская одежда в виде накидки, плаща с пелериной, распространенная в XIX в. — начале XX в.
Щелчок – на слайде № 9 появляется фотография мужчины в крылатке
Учитель: Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.
слайд № 10 - физкультминутка
Страшное дело (удивление) Чего доброго (страх)
К несчастью (сожаление) На радость (радость)
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Да, уверены.
….
1 вариант – 1, 2 предложения, 2 вариант - – 3 предложение
слайд № 11 - эталон проверки
1. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.
2. Медленность нашего похода (в первый день мы прошли только 15 вёрст), несносная жара, недостаток припасов, беспокойные ночлеги… выводили меня из терпения.
3. Троекуров вышел из себя и в первую минуту гнев хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе.
Верста́ — Русская мера длины, равная 1,06 км, применявшаяся до введения метрической системы. 15 вёрст = 15 км. 90 метров
….
….
….
….
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
слайд № 12 - творческое задание
Лиловый подлесок уже пожелтел, и под ним уже ковёр жёлтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.
слайд № 13 - эталон ответа
Лиловый подлесок уже пожелтел (была середина сентября), и под ним уже ковёр жёлтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.
Подле́сок — группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев, которые образуют древесный полог. Состоит из кустарников и низких деревьев, которые никогда не вырастают до высоты основного древостоя, чем отличаются от подроста.
Щелчок –фото – подлесок осенью
слайд № 14 - обучающее тестирование ответы
1. Одно из утверждений верно. Найдите его.
1) Вставные конструкции являются членами предложения.
2) Вставные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Все знаки препинания, которые стоят на месте разрыва предложения вставной конструкции, выделяемой скобками, помещаются после скобок.
4) Вставные конструкции при произнесении не выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
….
слайд № 15 - обучающее тестирование ответы
2. Найдите предложения, содержащие вставные конструкции.
1) Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.
2) По словам Веры Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
3) По достоверным данным в столичные юмористические журналы Чехов обращался уже в 1877 году.
4) Первые главы «Петербургского романа» теперь этот роман назывался «Униженные и оскорбленные» были давно готовы.
….
слайд № 16 - обучающее тестирование ответы
3. Чем является выделенная конструкция?
Команда напугана. На мостике сам Иван Федорович Крузенштерн и молодой, совсем молодой, бесстрашный мичман. Я (а мичман – это, конечно, я) бросаюсь на палубу.
1) уточняющий член предложения 2) вводное предложение 3) вставная конструкция
Ми́чман (от англ. midshipman (middle ship man), дословно — «человек посреди корабля») — корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС) ряда стран.
слайд № 17 - обучающее тестирование ответы
4. В каком предложении есть вставная конструкция?
1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная жара.
3) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.
4) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это бесконечная радость постоянных открытий.
….
9 этап. Этап рефлексии.
слайд № 18 - Продолжи предложение
1. «Сегодня на уроке я узнал, что…»
2. «У меня возникают затруднения…»
3. «У меня не возникает вопросов и затруднений».
….
….
Домашнее задание: распечатка
Параграф 34 (знать правило).
Ответить на вопросы для повторения на стр. 197 (вопросы 1 – 3, 5 – 7)
Выберите на выбор одно из четырёх заданий
Задание 1. задание на «3». Распространите предложения вводными словами и вставными конструкциями (используйте слова для справок). Полученные предложения запишите в тетрадь.
1.Горный воздух (…) действует благотворно на здоровье человека.
2.(…) у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника (…) уже поспела.
4.Орловская деревня (…) обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом
Задание 2. задание на «4». Спишите, выделив знаками препинания вставные конструкции.
1. Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти.
2. Только губы с запекшейся кровью на иконе твоей золотой разве это мы звали любовью преломились безумной чертой.
3. У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано вы, может быть, и рассердитесь, что пасечник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь своему куму или свату, - у нас водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь.
Задание 3. задание на «4» Составьте из двух предложений одно со вставной конструкцией. Полученные предложения запишите в тетрадь.
1. Китайцы не боятся умереть с голоду. Их там тысяч тридцать.
2. Эти господа, по-видимому, охотно, как своего, приняли в свой круг князя Андрея. Это честь, которую они делали немногим.
3. Думая обо всем этом, я выпустил кошку во двор, затем вернулся и заснул сном без сновидений. Я заснул так впервые, кажется, за всю зиму.
Задание 4. задание на «5». Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями» (не менее 50 слов)
слайд № 19 - Спасибо за работу!
слайд № 20 - Не стоило и переживать!
1. Ученики усвоили новую тему.
2. Вероятно, ученики усвоили новую тему.
3. Ученики, безусловно, усвоили новую тему.
4. Ученики (об этом не стоило даже и переживать) усвоили новую тему.
Задание 3. Дополните каждое предложение вставными предложениями, которые отвечали бы на вопросы, указанные в скобках.
1) Утки (сколько было уток?) каждое утро дружно шагали к пруду.
2) Иван Матвеевич был уже тогда (когда мы с ним познакомились?) человеком немолодым.
Задание 4. Подчеркните вставные конструкции
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.
Журнал «Круг чтения»
2