СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Вид урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

- повторить теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.

Задачи урока:

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, повторить виды придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.

Откроем тетради и подпишем число, классная работа.

2. Повторение изученного.

1)У доски работают 3 ученика (работа по КИМам) (проверка 5 мин)

2)(Борзенко) Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.


3).(Дугин)

1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.

2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.


4) Работа с классом. (10мин)

а) Орфографическая минутка. На слайде слова. Объяснить орфограммы.

Улыба…щийся человек, горяч(?), занавеш…нные окна, дорога построе(н/нн)а, ветре(н/нн) день, скаж…шь, не…гибаемая воля, пр…неприятное известие, пр…сесть, с…ели, под…грать, вовсе (не) интересная книга.

Б) Синтаксический разбор предложения.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.


[…] : […],(которые).


(Проверка у доски. Собрать карточки)


-Вспомним другие случаи постановки знаков препинания.

Работа над заданием 3 КИМа вариант 3. (5мин)


Беседа:

- Какие при разборе встретились виды связи простых пр-й в составе сложного предложения?(бессоюз, подчинительная)

- Какая ещё связь сущ-т? (сочинит)

-какие виды придаточных предложений мы знаем?(Озъяснительные, определит, обстоятельств)

-Дайте им характеристику.


Новый материал/повторение.

1.Запишите предложение. (5 мин)

Когда закончится дождь, мы пойдём в лес собирать грибы.

(СПП с придаточным времени)

-Какова тема нашего урока?

(СПП с придаточными времени)


2.Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.

  1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).

  2. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

  3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени)когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.


- На что указывает придаточное? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

Как называется такое придаточное? (Времени)


Работа с учебником.

1.Страница учебника 110, прочтите параграф 19.


Домашнее задание: параграф 19, упражнение №169


Закрепление материала.

1.Выполните 1 и 2 задания, данные в карточках.

Задание 1 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.


Задание 2. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

Резерв. Графический диктант (один у доски)


1 2 3 4 5 6 7

СПП ССП БСП простое СПП СПП ССП


1)Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. 

2)Закончился дождь, и все обрадовались.

3)Лес обнажился, поля опустели

4)Здесь, около реки, мы поставили палатки и разожгли костёр.

5)Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. 
6)Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 

7) Утром взошло солнышко и запели птицы.


Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

Улыба…щийся человек, горяч(?), занавеш…нные окна, дорога построе(н/нн)а, ветре(н/нн) день, скаж…шь, не…гибаемая воля, пр…неприятное известие, пр…сесть, с…ели, под…грать, вовсе (не) интересная книга.


































Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.


Карточка 2

1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.

2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.






Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.


Карточка 2

1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.

2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!