Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
- повторить теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.
Задачи урока:
- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
- правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;
- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,
- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.
- развивать устную и письменную речь учащихся,
- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,
- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Ход урока.
Орг. момент.
- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, повторить виды придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.
Откроем тетради и подпишем число, классная работа.
2. Повторение изученного.
1)У доски работают 3 ученика (работа по КИМам) (проверка 5 мин)
2)(Борзенко) Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.
3).(Дугин)
1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.
Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.
2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.
4) Работа с классом. (10мин)
а) Орфографическая минутка. На слайде слова. Объяснить орфограммы.
Улыба…щийся человек, горяч(?), занавеш…нные окна, дорога построе(н/нн)а, ветре(н/нн) день, скаж…шь, не…гибаемая воля, пр…неприятное известие, пр…сесть, с…ели, под…грать, вовсе (не) интересная книга.
Б) Синтаксический разбор предложения.
Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.
[…] : […],(которые).
(Проверка у доски. Собрать карточки)
-Вспомним другие случаи постановки знаков препинания.
Работа над заданием 3 КИМа вариант 3. (5мин)
Беседа:
- Какие при разборе встретились виды связи простых пр-й в составе сложного предложения?(бессоюз, подчинительная)
- Какая ещё связь сущ-т? (сочинит)
-какие виды придаточных предложений мы знаем?(Озъяснительные, определит, обстоятельств)
-Дайте им характеристику.
Новый материал/повторение.
1.Запишите предложение. (5 мин)
Когда закончится дождь, мы пойдём в лес собирать грибы.
(СПП с придаточным времени)
-Какова тема нашего урока?
(СПП с придаточными времени)
2.Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.
Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).
С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
- На что указывает придаточное? (на время)
- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)
- К чему относится? (ко всему придаточному)
- Где может находиться? (до, после, внутри главного)
- Как называется такое придаточное? (Времени)
Работа с учебником.
1.Страница учебника 110, прочтите параграф 19.
Домашнее задание: параграф 19, упражнение №169
Закрепление материала.
1.Выполните 1 и 2 задания, данные в карточках.
Задание 1 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.
Задание 2. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […], (до тех пор пока…).
4. [… (едва…) …].
Резерв. Графический диктант (один у доски)
1 2 3 4 5 6 7
СПП ССП БСП простое СПП СПП ССП
1)Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
2)Закончился дождь, и все обрадовались.
3)Лес обнажился, поля опустели
4)Здесь, около реки, мы поставили палатки и разожгли костёр.
5)Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
6)Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
7) Утром взошло солнышко и запели птицы.
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
Улыба…щийся человек, горяч(?), занавеш…нные окна, дорога построе(н/нн)а, ветре(н/нн) день, скаж…шь, не…гибаемая воля, пр…неприятное известие, пр…сесть, с…ели, под…грать, вовсе (не) интересная книга.
Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.
Карточка 2
1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.
Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.
2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.
Карточка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
П…ровать, изл…гать, к..бинет, зам…реть, к…снулся, к…стер, к..саться, к…сой, г..реть, ст..лить, ст..кло, уб..раю, з...ря, изл…жение, г…ревать, р…стём, выр…щенный, зас…лить, г…ристая (местность), в…сной, уб…рёшь, обл…ко.
Карточка 2
1.Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.
Весёлый день, спрятался от дождя, быстро бежать, их вещи, посмотрел в окно, приходите завтра, не поет с ними, идёт не оглядываясь, зимним вечером, увидел картину.
2. Составить сложное предложение, употребив одно из словосочетаний.