СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) познакомить учащихся с условиями постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; уяснить, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.»

46. Урок русского языка в 9 классе.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении (§ 35)


Цели: 1) познакомить учащихся с условиями постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; уяснить, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное;

2) научить произносить указанные бессоюзные сложные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, определять смысловые отношения между частями (противопоставление, время, условие, следствие), составлять интонационные схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывая условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает устное сообщение «Двоеточие в простых и сложных предложениях Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает на доске составленные бессоюзные предложения (упр. 198), подчёркивает в них главные члены. Учащиеся читают бессоюзные сложные предложения на тему «Считаю ли я себя культурным человеком». Класс рецензирует их ответы.


II. Повторение материала.

1. На доску проецируется задание: составить по два предложения с данными словами, в которых они выступали бы в роли:

а) существительного с предлогом; б) производного предлога: (в)следствие, (в)продолжение, (в)течение, (в)виду, (на)счёт, (в)роде;

а) наречия; б) прилагательного, местоимения, числительного с предлогом: (в)пустую, (по)весеннему, (по)вашему, (в)третьих, (в)ручную, (по)прежнему, (по)тому;

а) наречия; б) существительного с предлогом: (на)встречу, (на)верх, (в)глубь, (на)дом, (на)удачу, (на)бок, (в)начале.


III. Объяснение нового материала.

1. Чтение § 35 на с. 133—134, анализ примеров параграфа.

2. Наблюдение над интонацией бессоюзного сложного предложения с тире.

!!!: тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части и продолжительной паузы. Чтобы правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, необходимо хорошо знать условия постановки тире, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.


Таблица 19

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки тире

Примеры

1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда)

1. Настанет вечер — загорятся на небе звёзды.

2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если)

2. Май холодный — год хлебородный.

3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому)

3. Ласточки летают низко над землёй — жди дождя.

4. Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но)

4. Все ожидали увидеть его на балу — он бросил всё и уехал в дальнюю деревню.

5. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто)

5. Молвит слово — соловей поёт.


IV. Закрепление материала.

1. В упр. 199 прочитать выразительно сложные бессоюзные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, объяснить постановку тире, пользуясь образцами рассуждений, данными в правиле или в таблице, выписать из упр. 199 четыре бессоюзных сложных предложения, составить их интонационные схемы.

2. Выборочный диктант по упр. 200.

3. Учащиеся выписать из упр. 200 сначала простые предложения, затем сложные, подчёркнуть грамматические основы, указать бессоюзные сложные предложения, в которых значение может быть понято и как условное, и как временное.

4. Конструирование.

На доску проецируются сложные союзные предложения.


1) Все крыльями машут, но не все летают.

2) Когда птицы приумолкли, то жди грома.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето.

4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться.

5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь.

6) Если затянулись дожди, груздя не жди.

Задание: преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией.

!!! интонация должна быть отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, с резкой паузой (на месте тире) и с понижением голоса во второй.


5. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

1) Зайдёшь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. (В. И. Шукшин)

2) Ты лунной ночью в лес войди — не будет счёта чудесам. (О. Н. Константинова)

3) Чуть свет — уж на ногах! (А. С. Грибоедов)

4) Пофилософствуй — ум вскружится. (А. С. Грибоедов)

5) Раскланяйся — тупеем не кивнут. (А. С. Грибоедов)

6) Хочу забыть — забыть нельзя. (В. Я. Брюсов)

7) Ласточки прилетели — скоро гром загремит.

8) Праздник придёт — гостей приведёт.

Грамматическое задание: составьтесхемы сложных бессоюзных предложений.


Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которые следует поставить тире.

а) Солнце быстро встаёт будет день горячий.

б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалеюоб этом я многое за это время узнал.

в) Махнёт птица раз станет светлым-светло.

г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.

Ответ: а, в, г.


2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй (знаки препинания не расставлены).

а) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали.

б) Я говорил правду мне не верили.

в) Хочу к нему вы тащите с собой...

г) Я прошу Вас всеми чувствами

Никогда не будьте грустными.

Ответ: б, в.

3. Укажите сложное бессоюзное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части (знаки препинания не расставлены).

а) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.

б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.

в) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.

г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

Ответ: г.


V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить теоретический материал на с. 133—134, § 35; б) упр. 201;

в) написать сочинение-миниатюру на тему «По дороге к реке» с использованием бессоюзных сложных предложений с тире.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!