СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Игра "Я деловой человек" . Оформление деловых бумаг.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования и совершенствования новых знаний с примениением игровой технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Игра "Я деловой человек" . Оформление деловых бумаг.»

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя

Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского муниципального района


Игровая технология

Урок русского языка в IX классе


Тема урока: Деловые бумаги

Тип урока: урок-игра «Я деловой человек» (урок формирования и совершенствования новых знаний с применением игровой технологии)

Цель: Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моделированию знаний о составлении и оформлении деловых бумаг, необходимых в жизни; обучение определённым деловым навыкам (речевым и поведенческим) в ситуациях, приближённых к реальным условиям профессиональной деятельности.

Задачи: 1. Познакомить обучающихся с деловыми бумагами, с требованиями к оформлению заявления и составления автобиографии; углубление знаний по теме; умение отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; обогащение лексики обучающихся;

2. Формирование умения составлять заявление и автобиографию; развивать умение пользоваться толковым словарем; развивать коммуникативную и информационную компетенции;

3. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому языку устному и письменному

Планируемые результаты:

Предметные: знать стилевые особенности текстов делового письма; находить речевые штампы в тексте деловой бумаги; редактировать тексты по требованиям к жанру деловой бумаги; самостоятельно составлять композиционные модели определенного жанра

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение совершенствовать и редактировать текст

Личностные: уважительное отношение к родному языку; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы обучения: словесные (наглядные, информационно-развивающие), практические

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Технологии: игровая, здоровьесберегающая

Материально-технические средства:

1. Компьютер, проектор, экран, презентация

2. Русский язык, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011г. Авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков; словари

Основные понятия: деловые бумаги, заявление, автобиография

Этапы урока


I. Организационный этап. Организация индивидуального рабочего места. Формирование групп. Делим обучающихся на 3 группы (количество групп соответствует количеству станций: «Служба безопасности», «Консультанты», «Референты»)

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Здравствуйте! Сегодня хороший день и я желаю вам такого же хорошего настроения. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Вас ждет необычный урок русского языка – урок игра «Я деловой человек».

III. Актуализация знаний

Речевая гимнастика

Закончите фразы:

1. Я хочу поступить в ваше училище (техникум, гимназию, колледж, на ваш факультет) потому что…

2. Я хочу работать в вашей фирме, потому что…

3. Деловое общение – это…

IV. Формулирование темы урока и целеполагание

Ребята, вашим родителям неоднократно приходилось писать заявление, когда они оформляли вас в школу, детский оздоровительный лагерь или в санаторий. А некоторым из вас приходилось писать объяснительные записки. При оформлении бумаг многие сталкивались с определенными трудностями. Как называются такие бумаги?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему и определите цель урока.

Запишите тему урока: «Деловые бумаги»».

V. Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

Словарная работа.

Откройте учебники на стр. 92, найдите словарные слова. Определите их лексическое значение

Работает «Служба безопасности». Она работает по двум направлениям:

1. Находят в толковых словарях и разъясняют лексическое значение слов; определяют, как правильно написать слово; проверяют орфографические умения обучающихся

2.Борется с канцеляризмами и штампами, которые представляют серьезную опасность для литературного языка: обедняют, «сушат» язык, порождают стилистический диссонанс

Штамп – то же, что и трафарет (в 3 знач.)

Трафарет – нечто избитое, привычный образец, которому следуют без размышления. Н: мыслить по трафарету.

Автобиография – это описание своей жизни.

Заявление – это 1. Официальное сообщение в устной или письменной форме.2 Письменная просьба о чем-нибудь.

Апелляция – это обращение с просьбой пересмотра дела, с призывом о чем-нибудь.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

Экспрессивный – выразительный

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

- Составьте со словами «штамп», «автобиография», «заявление», «апелляция» предложения.

«Служба безопасности» проверяет составленные предложения, правильное написание слов, исправляет ошибки.


- Ребята, вы познакомились с новыми для вас словами, узнали, как они пишутся и что обозначают. Прежде, чем вы отправитесь на следующую станцию, где научитесь правильно оформлять деловые бумаги, давайте повторим сведения об официально-деловом стиле на стр. 92 вашего учебника.

Ответьте на вопросы:

- В нашей жизни деловые бумаги играют большую роль. Какие виды бумаг вы знаете?

- В каких случаях применяются данные виды бумаг?

- Какой стиль необходимо выбрать для оформления деловых бумаг?

VI. Первичная проверка понимания

- Что собой представляет заявление? автобиография?

- Когда пишется автобиография?

- Какие требования предъявляются к оформлению заявления и автобиографии вам расскажут «Консультанты»


Работает станция «Консультанты».

Консультанты работают с подготовленными образцами оформления деловых бумаг; знакомят с требованиями к оформлению заявления; помогают одноклассникам правильно составлять автобиографию и заявление, уместно используя предлоги и производные союзы (в связи с, ввиду того что, в связи с тем что и т.п.


Основные части заявления

1. Адресат (название учреждения или должностного лица с указанием ФИО в Д.п., а также должности)

2. Заявитель (ФИО в Р.п., должность или адрес. Предлог «от» желательно не употреблять)

3. Наименование документа (заявление). Слово «заявление» пишется с маленькой буквы

4. Содержание заявления

5. Дата (слева)

6.Подпись заявителя (справа)

7. Приложение (справки, документы об образовании, автобиография)


Структура автобиографии

1. Заголовок: Автобиография

2. ФИО

3. Дата рождения (число, месяц, год)

4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)

5. Родители (их полное имя, отчество, чем занимаются)

6. Образование (когда, где и какую школу или другое учебное заведение окончил)

7. Трудовая деятельность (кем, где и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)

8. Состав семьи (где и кем работают или учатся члены семьи)

9. Поощрения, награждения (если имеются)

10. Дата (слева)

11. Подпись (справа)

Консультанты раздают одноклассникам образцы оформления деловых бумаг.

Ситуация «Я деловой человек».

Практическая работа. Обучающиеся пишут заявление и составляют автобиографию (устно)


VI. Физкультминутка. Снятие локального утомления, напряжения мышц спины, пальцев рук.


VIII. Первичное закрепление Переходим к следующему этапу нашего урока - редактирование текстов.

- Ребята, прочитайте заявление, которое в одной из своих книг привёл К.Чуковский. Соответствует ли оно требованиям, предъявленным к этому документу? (стр.93, упр. 210)

- Прочитайте текст автобиографии. Соответствует ли он принятой форме документа? (упр.211)


Отправляемся на станцию «Референты».

Референты проверяют умение правильно составлять деловые бумаги, предлагают тексты, в которых необходимо устранить стилистические ошибки. Например:


Директору средней школы

Петровой Р.П.

от ученика 9 «а» класса

Громова Сергея

Заявление.

Прошу разрешить мне, чтобы я досрочно сдал все экзамены за 9-й класс, потому что мне надо уезжать на лечение.

16 апреля 2016 г. Громов.




IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Составьте заявление и напишите автобиографию в форме официального документа


X. Рефлексия. Определяют своё эмоциональное состояние и свои учебные достижения; оценивают других.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!