СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения 15.3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения 15.3

Цель:

1. Помочь разобраться в философской категории “счастье”.

2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными.

3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни.

4. Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни; способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения 15.3»


Урок русского языка. Подготовка к написанию сочинения 15.3

Цель:

1. Помочь разобраться в философской категории “счастье”.

2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными.

3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни.

4. Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни; способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков.

5.Обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям.

Задачи:

• Обучающие:

• продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;

• проанализировать путь главных героев к счастью, их поступки.

• Развивающие:

• создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

• Воспитательные:

• воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;

• помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

Интерактивная доска, раздаточный материал в виде листов с цветными репродукциями, отрывками из текстов произведений, ноутбук, авторская презентация по теме урока.

1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем урок по подготовке к экзаменационному сочинению.

2.Мотивация к обучению.

Прослушайте следующий трек. (Vspak-Мечта маленького мальчика -zaycev.net--hitvk.com)

-Как вы думаете, каким чувством проникнута данная композиция? Что испытывает автор и исполнитель данного трека?

-Автором и исполнителем данного клипа является Александр Чацкий, получивший большое признание среди подростков. Его треки нельзя услышать по радио и встретить на ТВ, но его знает огромное количество пользователей сети ВКонтакте.

За основу текста, над которым вам придется работать, я взяла интервью с этим молодым человеком. Давайте с ним познакомимся.

3. Работа с тестом.

Депрессивные музыка и слова легко сочетаются с модой на уныние и боль среди молодежи. Его тексты пробивают на дрожь и в них слушатели находят свои переживания. Vspak — символ настоящей грусти для жителей Интернета.

О личных переживаниях, девушках и своем творчестве, Александр поговорил с Потаенковым Вячеславом.

— Саша, Вы молодой человек. Откуда в Вас столько грусти, тоски?

— Для начала привет. Откуда столько грусти. Хм. Знаешь, мне кажется, что столько грусти у всех. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это возраст. Каждый, абсолютно каждый, человек в возрасте 15-20 лет переживёт ту драму, которую, казалось, невозможно пережить. Кажется, что смысл жизни потерян, ты не знаешь к кому пойти, не знаешь куда пойти, тебя никто не понимает. Ты звонишь или приходишь к другу, подруге, маме, брату со словами «Куда мне двигаться дальше?». Тебя, действительно, никто не понимает, но это нужно пережить, перешагнуть, переболеть. Тяжело, сложно? Да. Но нужно. Редко бывает, что человек счастлив без преодоления боли, но бывает. Недавно я понял, что ты есть сам у себя, а это уже много. А грусть и тоска берётся из воспоминаний, которые ломают изнутри, но время всё смывает, другой человек всё смывает, главное найти, точнее он сам тебя найдёт по треку 43i, например.

Недавно осела строчка из одного трека:
«Отдать себя, на самом деле, так легко.
Трудней найти того, кому всё это нужно».

Так вот, после этой драмы обязательно найдётся человек, который вылечит тебя своим присутствием. Он будет в твоей зелёной толстовке, вы будете разговаривать о ерунде, кушая еду с КФС, вы даже будете просто молчать, вспоминая детский стишок про фазанов и охотника, а тебе будет тепло, ты забудешь обо всём. Нет, он не заменяет тебе другого, хотя это и не нужно. Нет, он не является таблеткой. Он другой, это другой мир, который ты хочешь изведать до остатка. И смотришь обратно, и тебе не хочется ничего возвращать. Да, ты помнишь всё, но уже не больно. Тебе не может быть больно, так как новый человек просто заполняет твой разум.

Пережить. Переждать. Переболеть.

Ты будешь счастлив, подожди, правда.

— Сейчас, быть молодым — это как форма депрессии. Почему так?

— Да, это так. Из 100 процентов где-то 80 страдают по моде. Почему? У подростков всё есть. Я не думаю, что подросток, который работает с малого и помогает матери, будет страдать в интернете. Единичный пример, но можно приводить сотни. Подростки зажрались. Воспитание играет важную роль.

— Депрессия проходит с возрастом?

— (Смеется) Не думаю. Депрессия приходит с разочарованием. Она приходит тогда, когда реальность не соответствует твоим представлениям. Но очень сложно изменить себя, принять реальность, извините, но это «жизнь, а не сериал».

Человек в депрессии — это вполне нормальное явление. Но главное не возводить её в культ, не загонять специально себя в неё, а таких людей много, увы, глупцы. Я замыкался в себе очень сильно несколько раз, но важно в такие моменты иметь рядом близких. Я только в 18 лет понял смысл фразы «Мама примет тебя любым, ты можешь рассказать ей всё». Это, действительно, так. Каждый человек осознаёт это в разном возрасте, но это так. Как бы вы не ругались, она примет тебя абсолютно любым. Пьяным, слабым, разбитым, ревущим, грязным, любым.

— Счастье есть в Вашей жизни?

Опять же, что такое «счастье»? Я жив, я сыт, я одет, я под крышей, родные со мной, близкие люди — это для меня счастье. Но также для меня очень важно иметь человека, к которому хочется постоянно возвращаться, иметь место, в которое хочешь возвращаться вечно, я думаю, что у меня такое появляется сейчас.

— Какие мысли приходят к Вам в голову чаще всего, когда Вы находитесь один?

— Кушать я очень люблю. Мысли? О будущем. Я планировщик. Стараюсь всегда создать план и следовать ему. Люблю всё держать под контролем. Мечтать люблю, когда один. Строить и мечтать.

— Я чаще начал слышать о том, что женщины разучились любить. Да я и сам в это верить стал. Что думаете Вы?

— Бредни. Женщины такие же, как и мужчины, только мужчины умнее, конечно. Ну да, много продажных, много лицемерных, много лживых, но это было всегда. «Каждой твари по паре» — я этому придерживаюсь. Неважно, какой человек, однажды он полюбит в любом случае.

— Пока ты не встретишь настоящую любовь, тебе предстоит пройти множество лживых людей, измен, боли. Любовь того стоит? Если она есть, конечно.

— Да, предстоит пройти многое, увы. Хотя я верю, что, бывает, люди встретились и у них всё отлично до последнего дня. Редко опять же, но верю. Того стоит, конечно же, любовь того стоит. Ты это почувствуешь и уже не захочешь никуда отпускать свои чувства. На уроке литературы нам рассказывали про несколько этапов любви, я не вспомню. Так вот там любовь в конечном итоге приходит к взаимопониманию и уважению. Любовь — это немного не то, что мы предполагаем. Для каждого что-то своё. Для меня же, это прежде это прежде всего «одно целое».

— Какой Вы представляете свою жизнь без творчества?

Счастливым с девушкой.

— Я могу часами продолжать говорить о грустном с приятными мне людьми, но надо заканчивать. Сообщите какую-нибудь приятную новость, может радостное событие, для позитивного завершения.

— Ну, сегодня шла речь о совместном ЕР с одним исполнителем.

Также завтра обсудим с одним хорошим человеком одну идею по поводу фанатов, хих. Переболейте, вы будете счастливы, не завтра, но будете.



Целеполагание.

-Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема сочинения, над которой вам сегодня предстоит поработать?

Сегодня мы поговорим о проблеме человеческого счастья.

Каждый из вас попытается сформулировать вслух, а может кто-то про себя определение понятия счастье. Также вам нужно будет привести аргументы из прочитанного текста и аргументы из вашего личного опыта, аргументы из прочитанных литературных произведений.

Тренинг.

Я буду задавать вам вопросы о счастье, а вы – отвечать по очереди. Пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его.

Какого счастье цвета?

Какого счастье размера?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза. Счастье- абстрактное понятие, поэтому у каждого из нас есть свое определение.

Что же такое счастье для вас?

Давайте вернемся к интервью с Александром Чацким. Что значит счастье для этого молодого человека?

— Опять же, что такое «счастье»? Я жив, я сыт, я одет, я под крышей, родные со мной, близкие люди — это для меня счастье. Но также для меня очень важно иметь человека, к которому хочется постоянно возвращаться, иметь место, в которое хочешь возвращаться вечно, я думаю, что у меня такое появляется сейчас.

Существует множество определений счастья. Я предлагаю вам воспользоваться подсказками, выбрать из предложенных вариантов одно и сформулировать тезис, который будет наиболее точно отражать понимание этого понятия героем текста.



«Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» - читаем мы в Википедии. Я бы добавила, что счастье - это гармония в душе человека.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, что такое счастье. Мне кажется, счастье – это такое состояние души, когда всё видится в розовом цвете, когда каждый мир жизни приносит радость. Счастье должно быть настоящим… Дом — тёплым… Любовь - взаимной… Дружба – надёжной...

Счастье... Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. Думаю, человек становится счастливым тогда, когда он отдаёт себя, свой труд, свою любовь другому человеку...

Слово «счастье» включает в себя несколько понятий: любовь, семейный очаг, возможность самореализации, финансовый успех, карьера... Каждый сам определяет, что для него является счастьем. Для меня это, безусловно, семья. Только рядом с родными людьми я чувствую себя счастливым.

Счастье – это любовь к отчему дому, это умение мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются. Счастье – это ощущение тепла весеннего солнца, это уверенность в завтрашнем дне, это забота близких, родных людей...

Счастье — это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, состояние души, когда человека переполняет радость, восторг, и другие позитивные чувства. Кроме того, состояние счастья предполагает, что отсутствуют негативные чувства и эмоции, которые порождают страдания и боль.

Формулу счастья можно определить так: «Счастье — это множество мощных источников радости в жизни человека и отсутствие источников страданий», когда в числитель ставятся источники радости, и чем их больше, тем лучше, а в знаменатели источники страданий.

Счастье — это живущая в сердце человека радость, и чем она больше и мощнее, тем сильнее состояние счастья.

Счастье - это то состояние, которое ты испытываешь, когда понимаешь, что тебя любят те, кого любишь ты.



Что такое счастье? Счастье – это состояние наивысшей удовлетворенности условиями своего существования. Человек может быть счастлив тогда, когда в жизни все, всегда и везде ладится. На вопрос «что такое счастье?» каждый человек отвечает по-разному. Почему так происходит? Потому что у каждого свои критерии «счастливого» состояния.

(Зачитываем тезисы).

А теперь вам предстоит привести первый аргумент из прочитанного текста.

Что же для главного героя является счастьем?

Перекинуть мостик от тезиса к аргументу вам помогут следующие фразы:

Попробую доказать справедливость данного суждения.

Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к интервью с известным блогером Александром Чацким. Молодой человек, преодолев кризис подросткового возраста, приходит к следующему выводу…

(Зачитываем 1 аргумент сочинения)

Как известно, вторым аргументом может послужить пример из вашего жизненного опыта, а также подобный пример из прочитанных произведений литературы.

Ребята, вы как раз сейчас находитесь в подростковом возрасте. Возможно, проблемы, затронутые в интервью, уже коснулись и вас. Но так как это дело достаточно личное, мы не будем сейчас ворошить вашу душу, просить поделиться своим наболевшим.

Поэтому предлагаю вам поискать подходящие аргументы в изученных нами произведениях литературы.

Как вы думаете, свой псевдоним Александр Чацкий молодой человек выбрал случайно? Какие качества литературного героя могут ему импонировать?

-Был ли счастлив герой Грибоедова? А чего ему не хватало для счастья?

Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье. Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. Ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. Представители мира Фамусовых не могут признать взгляды Чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. А это для них невозможно. Вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для Чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. Два совершенно разных мира не могут находиться рядом. В своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. Он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество. “Ум с сердцем не в ладу”. И если главная проблема комедии - проблема обретения счастья, то становится понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. Потому, что этот ум не в ладу с сердцем. Следовательно, по мнению Грибоедова, для достижения счастья ума недостаточно, как и недостаточно сердца, главное - привести в состояние гармонии разум и сердце. Гармония ума и сердца – главное условие для достижения счастья.

Так получается, что многие герои и героини произведений русской классики являются несчастными.Давайте вспомним таких героинь как Лиза Карамзина, Ася И.С. Тургенева. Вспомните, в чем причина их несчастий?

Совсем недавно мы с вами изучили замечательное произведение А. С. Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Испытывает ли счастье главный герой романа?

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина: из него вышел настоящий эгоист, думающий только о себе и не замечающий других людей с их интересами, чувствами и переживаниями. Спасти от «душевной пустоты» не смогли Евгения и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком, - любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. В сцене объяснения с Татьяной герой придумывает сотни отговорок, лишь бы доказать девушке, что он не создан для семейной жизни. Хотя на самом деле Онегин из-за любви боялся потерять свободу. Онегин несчастен, оттого что не способен испытывать искренние чувства, от всего вокруг он испытывает скуку и равнодушие.

Онегин не был счастлив ни в светском обществе, ни в деревне, ни в странствиях. Одаренный умом и способностями, он не знал, как их применить. Ни любовь, ни дружба также не дала ему успокоения. Хотя позже герой поймет, что из-за своего себялюбия и стремления к «вольности» и любовь, и дружба обошли его стороной. Он – "лишний человек", не сумевший реализовать себя, который "глухо страдает от поразительного сходства с детьми нынешнего века". Его судьбу, характер, взаимоотношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг "вечных", общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается

Итак, друзья, я думаю, что вы еще раз убедились в том, что произведения русских писателей не зря называются классическими, ведь они прошли испытание временем. Вопросы и проблемы, затронутые в них, актуальны и в наше время.

Для того, чтобы мы подвели итог урока, я хочу поделиться с вами небольшой притчей. : Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

– Какой вывод вы можете сделать? (Вывод один: каждый человек лепит свое счастье сам.)

Я очень надеюсь, что каждый из вас, ребята, преодолеет трудности подросткового возраста, каждый из вас изобретет свою формулу счастья.

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек.

И завершить наш урок мне хотелось бы просмотром музыкального клипа

«Мир позитива».































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!