СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

13. Урок русского языка в 9 классе.

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях (§ 11—12)


Цели: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении; 2) научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения в ряду указанных предложений.

Оборудование: карточки с текстами


Ход урока

I. 1. Проверка домашнего задания.

Ученики читают тексты собственного сочинения на тему «Любимый уголок родного края», называют грамматические основы в сложных предложениях, указывают функцию знаков препинания. Класс рецензирует ответы учащихся.

2. Работа над ошибками, допущенными в зачётной работе.


II. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.


— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?

— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?

— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?

Вывод: сложносочинённое предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации, все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.

2. Изучение материала на с. 35, § 11.

Вывод: сложносочинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией, читают теоретический материал на с. 35—36, чертят таблицу «Группы сочинительных союзов» (с. 58).


Таблица 11

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и


3. Тренировочные упражнения.

В упр. 60 на с. 35 надо составить из двух простых предложений несколько сложных с разными сочинительными союзами, объяснить выбор союзов. Заданием: продолжите предложение так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в сложном.


1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и …

2) Уборку школьного двора поручили ученикам десятого класса и …

3) Картины, развешанные по стенам, украшали комнату и …

4) Величественная архитектура города, его памятники, набережная всегда привлекали многочисленных туристов и …


4. Изучение материала на с. 36—37.

Вывод: сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединёнными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом определяется теми союзами, которыми они связаны.

Чтение теоретического материала на с. 37 § 12. Рассмотреть схему в упр. 61 на с. 37, сделать мини-сообщения на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении».


III. Закрепление темы.

1. Задание: вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.


1) Большими лохматыми хлопьями он [снег] падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть. (В. Г. Распутин)

2) Душно стало в сакле, ... я вышел на воздух освежиться. (М. Ю. Лермонтов)

3) В этих краях ... морозов не было в январе, ... метели не бушевали.


2. Конструирование предложений.

Задание: составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:

а) одновременности событий (вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера);

б) последовательности явлений (окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город).

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний вечер» с использованием сложносочинённых предложений. Укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определите, каковы смысловые отношения частей.


IV. Подведение итогов урока.


V. Домашнее задание:

а) учить теоретический материал на с. 35—36, § 11 в с. 37, § 12 (всем);

б) выполнить упр. 62 на с. 37;

в) выписать шесть сложносочинённых предложений и произведений А. С. Пушкина, определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.