СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.»

11. Урок русского языка в 9 классе.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.


Цели:1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.


Ход урока

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

И хохоч..т, и визжит.


По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.



Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. с. 30, § 9, вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

(рассмотреть таблицу «Знаки препинания в сложных предложениях» (упр. 53).

2. Вывод: знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

3. Теоретический материал на с. 30—31.


III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписать предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 подтвердить ответ примерами из диктанта в упр. 55, составить сложные предложения, устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях


IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Сравнить по интонации простые предложения и сложное, прочитать выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 32, наблюдають затем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение () и понижение тона ().

— С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

— Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

— В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких — одновременно с союзом?

Вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Теоретический материал на с. 33.


V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. упр. 56 (составить сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Обратить внимание на то, с какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения. 2. В упр. 57 прочитать сложные предложения, обратить внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Составить схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.


VI. Подведение итогов урока.

- Сделайте вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.


VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 30—31, § 9, и с. 33, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме 4 Сложное предложение (§ 7—10), подготовиться к зачёту.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс