Урок русского языка в 9 классе. Тема.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Цели: -познакомить учащихся с назначением знаков препинания между частями сложного предложения; - научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения; -составлять схемы сложных прежложений; - отрабатывать навыки выразительного чтения -формировать и развивать познавательные интересы; -расширять представления о личности и творчестве И.С. Тургенева -приобщать к русской и мировой культуре.
1. Работа с цитатой И.С.Тургенева
«В начале 1837 года я, будучи студентом Санкт-Петербургского университета, получил от профессора русской словесности Петра Алексеевича Плетнёва приглашение на литературный вечер», – пишет Иван Сергеевич.
На этом вечере Тургенев впервые увидел знаменитого поэта А. С. Пушкина. А через год в журнале «Современник», редактором которого был Плетнёв, появилось первое печатное стихотворение Тургенева «Вечер».
2. Работа с текстом стихотворения(распечатки).
Чтение учащимися про себя, вслух.
В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны —
И, грустных дум и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял…
Всё тихо: звука нет! всё тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон — на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой — но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок —
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный пророк.
3. Беседа по содержанию стихотворения. 1)Выяснение значения непонятных слов. 2) Определение вида предложения по структуре: простое \ сложное, выделение грамматических основ ( на распечатках).
4. Исследование материала учебника. Чтение параграфа 9. Беседа по вопросам: -Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного? -В каких предложениях знаки препинания разделительные , а в каких выделительные?
5.Работа с таблицей, упр.53. Вывод: какова функция знаков препинания в сложном предложении?
6. Тренировочные упражнения. Выписать из стихотворения И.Тургенева сложные предложения с 1) выделительными , 2) разделительными знаками препинания. Составление схем предложений. 7.
Закрепление материала.
Слово учителя. Стихотворения в прозе” - это русская речь в ее весеннем разливе, в тихом очаровании осени, в буйстве и нежном лепете красок. Стихотворения не утратили своего неповторимого очарования и поныне.
8.Работа со стихотворением в прозе И.Тургенева « К читателю». (на экране)Чтение учащимися про себя, вслух.
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.
Лексический анализ. Подобрать стилистически нейтральные синонимы к словам: сподряд, враздробь, которое- нибудь.
9.Самостоятельная работа. Записать текст в тетрадь.
1. Синтаксический разбор. Грамматические основы подчеркнуть, определить виды связи в сложном предложении : сочинительная, подчинительная , бессоюзная. Составить схемы.
Пунктуационный анализ .(запятые при обращении, вводных словах)
10. Итоги урока.
Рефлексия:
- я научился составлять
-я разобрался в теме
-я наконец-то запомнил, чем … отличаются от…