СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка: "Вид глагола"

Тема: Глагол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, сочетающий индивидуальную и групповую форму работы, работу в парах

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: "Вид глагола"»


УМК «Начальная школа 21 века»

Русский язык

Технологическая карта

Учитель Пшиченко Светлана Викторовна

Тема

Вид глагола.

Цели


Актуализировать знания о совершенном и несовершенном виде глагола.

Актуализировать умения различать вид глагола, образовывать новые слова, используя морфемы.

Научить использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы


Актуализировать знания и умения о виде глагола. Актуализировать знания и умения о различии совершенного и несовершенного вида глагола, способах образования новых слов.

Термины и понятия

Глагол, имя прилагательное, имя существительное, члены предложения, совершенный и несовершенный вид глагола; род, число глагола; приставка, приставочный способ образования слов, суффиксальный способ образования слов, суффикс, форма слова, основа слова,


Планируемый результат


Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к проблеме Иры и Миши и желание им помочь;

- проявлять стремление правильно и красиво говорить;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять вид глагола и обосновать свое мнение;

- определять значение и функционирование видов глагола и обосновать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять вид глагола, используя алгоритм;

- уметь различать совершенный и несовершенный вид глагола;

- образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Изобразительное искусство

Тема – «Пейзаж»

Окружающий мир

Тема – «Осенние изменение в природе»

Информационный материал:

Учебник «Русский язык» ч.1

Демонстрационный материал: презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Аукцион знаний.

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Обобщить имеющиеся знания о глаголе

Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.


Аукцион знаний.

Что вам известно о глаголе?






Ситуативное задание

Ученики Ира и Миша поспорили. Ира говорит, что все глаголы имеют вид. Миша утверждает, что вид есть не у всех глаголов. С кем вы согласитесь?


Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования.


Есть ли у вас желание узнать, кто из ребят прав?







Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желания помочь ребятам.

Глагол – часть речи, отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?, что будет делать? И т.д. Обозначает действие предмета. Изменяется по родам, числам. Бывает совершенного и несовершенного вида. Глаголы не употребляются с предлогами. НЕ с глаголом пишется отдельно. Время, наклонение, лицо?

II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Минутка чистописания

Цели:


• Развивать каллиграфический навык письма.

• совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения.



- определять вид глагола и обосновать свое мнение;

- составлять по иллюстрации и записывать предложения ;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;


З адание 1 (У) с взаимопроверкой

  1. ос прп дсд ен

притих стынут осенний

Осень предстала во всей своей нежной притихшей красе.

  1. Разберите предложение по членам предложения



Развитие речи


З адание 2 (ЗПУ)


Какого вида глагол? Как определить вид глагола? Расскажите алгоритм.


Составьте 2-3 предложения по иллюстрации. Определите вид глаголов.


З адание 3 (У) с взаимопроверкой

Выпишите из текста стихотворения глаголы и определите в каждом вид.

В октябре

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

(Г. Ладонщиков)



З адание 3 (П) Учебник с. 97, упр. 1

Подумай, почему в тексте нельзя заменить глаголы одного вида глаголами другого вида.




З адание 4 (УП) Учебник с. 98, упр. 2

с взаимопроверкой

Проверь, не допустил ли Саша ошибок. Обоснуйте свое мнение.


З адание 5 (П) Учебник с. 98, упр. 3

С помощью приставок образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. С помощью суффиксов образуй от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида.




.

1.Определите и подчеркните лишнее слово:

притих стынут осенний


2. Осень предстала во всей своей нежной притихшей красе.




  1. Задать вопрос к глаголу.

  2. Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? – это глагол несовершенного вида.

  3. Если глагол отвечает на вопрос что сделать? Что сделает? Что сделал? Что сделает? – это глагол несовершенного вида.






Определение вида глагола.

В тексте нельзя заменить глаголы одного вида глаголами другого вида, меняется смысл предложения.


Взаимопроверка, умение обосновывать свое мнение



С помощью приставок образовывают от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. С помощью суффиксов образовывают от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида.

Чертить –начертить, красить – покрасить, прыгать – попрыгать, лететь – налететь, решить - решать


Познавательные умения:

- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

- определять части слова и обосновать свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

- разбирать слова по составу , используя алгоритм;

- выделять графически части слова;

- распределять слова на группы однокоренных слов;

- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;

- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.


Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

установить степень усвоения темы, а именно:

  • Установить степень усвоения темы, а именно - умеют ли школьники:

- определять вид глагола и обосновать свое мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.




Карточки.

Задание 1 (П)

Запиши глаголы в два столбика: совершенный и несовершенный вид.

Подарить, выиграть, петь, встречать, играть, дарить, встретить, забыть


Задание 2 (П)

Проверь, правильно ли использованы глаголы в предложениях. Если есть ошибки, письменно исправь их. Укажи вид глаголов.


На день рождения папа дарил мне самокат.

Футбольная команда играла первый матч со счетом 3 : 0.

Утром мама ехала с командировки.


Познавательные умения:

- определять вид глагола и обосновать свое мнение;

- определять правильность употребления глагола, корректировать ошибки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

- определять вид глагола и обосновать свое мнение;

- определять правильность употребления глагола,


- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.

.


Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый

результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.


I . Задание на самоанализ.

З акончите предложения:

1. Мне важно правильно определять вид глагола, потому что ……

2. Чтобы правильно определить вид глагола нужно ………….


I I. Задание на самооценку.

В конце каждого урока по данной теме детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы:

Я полностью и самостоятельно выполнял все задания



Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя

Я не смог выполнить все задания так, как мне хотелось. Мне надо еще поучиться…


Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.



Итоговые умения

Умения в блоках

Личностные: НЕ НАДО

- проявлять творческое отношение к процессу решения заданий повышенной сложности;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

Познавательные:

- определять части слова и обосновать свое мнение;

- определять способы образования слов с помощью морфем;

- использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с имеющимися знаниями;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом, алгоритмом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания и обосновывать свое мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

- разбирать слова по составу в соответствии с усвоенным алгоритмом;

- подбирать и составлять слова, образованные разными способами и указывать способы образования.


Личностные:

3. Проявлять интерес к ситуации и желание помочь Вите;

1. Проявлять творческое отношение к процессу решения заданий повышенной сложности;

2. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

Познавательные:

4. Определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

1. Определять части слова и обосновать свое мнение;

2. Определять способы образования слов с помощью морфем;

5. Выбирать вариант выполнения задания;

3. Использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

1. Соотносить учебные действия с имеющимися знаниями;

2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

4. Выполнять учебное задание по алгоритму;

5. Определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

6. Проверять написание текста, вносить исправления;

3. Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

1. Формулировать высказывания и обосновывать свое мнение;

3. Формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя соответствующие термины;

4. Оформлять речевое высказывание, представлять свою позицию;

5. Согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

2. Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

1. Разбирать слова по составу в соответствии с усвоенным алгоритмом;

2. Подбирать и составлять слова, образованные разными способами;

3. Определять способы образования слов.

4. Подбирать родственные слова, выраженные разными частями речи.



НЕ НАДО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!