Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Прочитайте стихотворение, написанное на доске. Всему название дано- И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что видеть может глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас- Означено словами. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно- В огромном море, море слов Купаться ежечасно. (А.Шибаев) -Хотели бы вы отправиться в путешествие по морю слов? Хорошо, мы так и сделаем. Путешествие наше будет интересным, полным неожиданными событиями, приключениями. Конечная цель путешествия – остров, на котором живут необычные слова. И, прежде чем с ними встретиться, мы должны всё о них узнать. -Итак, в путь! Нет, погодите, мы должны взять с собой что-то в дорогу. Настроение Внимание Учитель называет слова: сеть, труба, сундук, спички, канат. - В каком слове есть буква д? Знания Проведём гимнастику для ума. - Я вижу, вы готовы путешествовать, тогда – в путь! | Включаются в деятельность на личностно – значимом уровне, настраиваются на позитивный рабочий лад. Читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. Дети предлагают, какое настроение нужно взять Называют слово сундук Дети называют букву и доказывают свой ответ (безударная гласная е, непроверяемая ударением) | Фронтальная индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Чтобы море было благосклонно к нам, напишем в тетради элементы букв, похожие на волны. Постараемся написать их как можно красивее. 1.Минутка чистописания (Волна бежит и падает) - Какие буквы спрятались в волнах? С е ес се ее Се сс - Смотрите, на пути первое препятствие: выглянула хищная акула. (на слайде) Она хочет проглотить нас на завтрак. Как избежать встречи с ней? Нужно поработать со словами из словаря. 2.Работа со словами из словаря - Я называю вам слова, близкие по значению словарным, вы записываете слова из словаря. Радостно( весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество( праздник), путь ( дорога), дети(ребята), наряд(одежда), холод(мороз) - Ура! Акула уплыла, можем плыть дальше. | Учащиеся прописывают элементы минутки чистописания в тетрадь. Дети записывают слова в тетрадь. Проверка проводится по цепочке, учащиеся называют орфограммы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные: оформляют свои мысли с помощью речи на основе жизненного опыта, учатся слушать других; Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют свои ошибки. |
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | 3.Релаксационная пауза. - Положите голову на парту, расслабьтесь, закройте глаза. Попытайтесь представить то, что услышите (Звучит музыка Грига со звуками моря) -Что вы представили? Какое море вы увидели? -Есть ли среди перечисленных определений слова близкие по смыслу? Выпишите их в тетрадь. Они отвечают на один вопрос? Как же мы называем такие слова?(Синонимы) После ответов детей на слайде появляется определение Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Слово «синоним» в переводе с греческого значит «одноимённый» - Какова тема сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? - Верно, мы сегодня продолжаем работать по теме «Синонимы». Мы будем учиться их находить в текстах и правильно использовать в речи. - Где мы можем найти синонимы к словам? (В словаре синонимов). На слайде: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франс - У нас в учебнике есть краткий словарь синонимов. Давайте найдём и запишем в тетрадь синонимы к уже записанным словам. | Слушают звуки моря, пытаются представить его. Рассказывают о том, какое море они увидели. Все перечисленные определения появляются на слайде. Отвечают на вопросы, записывают слова в тетрадь. Самостоятельно дают определение синонимов. Учащиеся формулируют тему и цели урока Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с новой информацией в словаре, выписывают слова синонимы в тетрадь. | Фронтальная, индивидуальная, | Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной цели источники информации; перерабатывают полученную информацию, обобщают, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают и принимают чужую точку зрения. |
4. Первичное осмысление и закрепление 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | - Ребята, известный русский писатель М.Горький так написал о море: Море смеялось. Под лёгким порывом знойного* ветра оно улыбалось голубому небу. С весёлым* плеском носились* волны. Они сбрасывали на песок белую пену. Она таяла на горячем* песке. Чайки лениво качались на волнах (на слайде) - Поработайте в парах. Замените слова со звёздочками на синонимы и запишите их в тетрадь парами.(проверка – выборочно). Физминутка «Море волнуется» Работа по учебнику -Отправляемся дальше. На пути – пираты (на слайде), они хотят ограбить наш корабль. Как нам быть? Нужно выполнить упражнение №2 из учебника (устно) Вставь пропущенные слова из скобок. Не забудь ставить слово в нужную форму. Объясни свой выбор. 1)Магазин детской…(наряд, одежда). Вечером дети надели красивые, праздничные…(наряд, одежда) 2) Учительница…(похвалить, одобрить) ученика. Мы…(похвалить, одобрить) предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк.(Правильные ответы на слайде) -Что нового мы можем добавить о синонимах? (После обсуждения, на слайде появляется текст) Слова – синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна Как много в них священного для нас! - Пираты отступили, можем плыть дальше. | Обсуждают в парах выполнение задания, подбирают синонимы и записывают их в тетради. Зачитывают пары слов, делают вывод. Учащиеся замирают в виде различных морских фигур, учитель должен угадать их. Учащиеся работают с учебником. Отвечают на вопросы, обсуждают варианты ответов сверяют свои ответы со слайдом. Отвечают на вопрос, делают вывод, читают стихотворение. | Парная Фронтальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации ( в учебнике, из рассказов учителя, из собственного опыта), сравнивают, обобщают, делают выводы. Регулятивные: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради, сохраняют учебную задачу, сверяют свою работу с образцом, при необходимости корректируют свою работу. Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, ориентируются на морально – нравственные нормы поведения. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают и принимают чужую точку зрения. |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Работа в группах - В небе появилась чайка ( на слайде), в клюве у неё конверт, в котором задания для групп. Группа№1 Задание: найти синонимы к словам из слов правого столбика: трус хвастун Враг противник болтун неприятель Смелый добрый храбрый честный мудрый отважный Группа №2 Задание: дописать синонимы к словам. Большой - …. Быстрый – скорый Верный - …. Злой - …. Горячий – жаркий Смелый - … Радостный - …. Тайный – секретный Группа №3 Задание: даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу. Язык до Киева доведёт (русская) Тот не заблудится, кто спрашивает(финская) Хорошую речь, хорошо и слушать ( русская) Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская) Тише едешь, дальше будешь (русская) Не потопаешь, не полопаешь (русская) (После выступления каждой группы на слайдах появляются ответы к заданиям) - Молодцы, ребята! Все группы прекрасно справились с заданием! И теперь мы с гордостью можем закончить наше путешествие! | Учащиеся выполняют задания в группах. После выполнения, отчитываются о проделанной работе и сравнивают свой результат со слайдом. | групповая | Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний, пополняют свои знания новыми фактами. Коммуникативные: оформляют свои мысли с помощью речи на основе жизненного опыта, учатся слушать других; доказывают своё мнение. Регулятивные: сохраняют учебную задачу, сверяют свою работу с образцом, при необходимости корректируют свою работу. |
7.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итога урока | -Мы приблизились к цели - острову, где живут необычные слова.(на слайде остров слов) Какие это слова? Что мы о них знаем? Где мы можем найти синонимы к словам? Вам понравилось путешествие? Было ли оно полезным для вас? Что нового вы узнали? Расскажите об этом по схеме: представил Я открыл для себя научился - Ребята, я прошу вас поставить оценку за работу на уроке классу, своему ряду, себе при помощи трёх сердечек. Красное- «5», зелёное – «4», жёлтое – «3» Оценивание учителем. | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние. | фронтальная индивидуальная | Личностные: осознают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, учатся оценивать свою деятельность на уроке |
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания. | Подобрать синонимы к словам и записать их парами: 1-в: смелый, грустный, весёлый 2-в: честный, трудолюбивый, добрый С одним из них придумать предложение и записать в тетрадь. - Спасибо всем за урок! Вы – настоящие морские путешественники! | Задают вопросы по выполнению домашнего задания | фронтальная | Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: сохраняют учебную задачу, сверяют свою работу с образцом |