СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке в игровой  форме происходит знакомство учащихся с синонимами.Дети учатся находить их, подбирать синонимы к словам.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы"»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.

Учитель: Моргачева Надежда Юрьевна, МБОУ «СОШ №24» г.Абакана

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Начальная школа 21 века»

Учебник: С.В. Иванов., А.О. Евдокимова., М.И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 2 кл.

Тема урока: Синонимы

Тип урока: закрепление изученного

Цель урока: закрепить знания детей о синонимах, научить подбирать синонимы к словам.

Планируемые результаты:

- Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно – этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, проявляют уважительное отношение к родному языку

- Метапредметные: регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца урока, контролируют выполнение действий, вносят коррективы в свою работу; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, повторяют и расширяют сведения о языке, коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, планируют учебное сотрудничество – договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности.

- Предметные: научатся: понимать, что такое синонимы и как их использовать в речи; получат возможность научиться: подбирать синонимы к словам

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, карточки для работы в группе, бумажные сердца из цветной бумаги.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности










-Здравствуйте, ребята! Прочитайте стихотворение, написанное на доске.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что видеть может глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас-

Означено словами.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море, море слов

Купаться ежечасно.

(А.Шибаев)

-Хотели бы вы отправиться в путешествие по морю слов? Хорошо, мы так и сделаем.

Путешествие наше будет интересным, полным неожиданными событиями, приключениями. Конечная цель путешествия – остров, на котором живут необычные слова. И, прежде чем с ними встретиться, мы должны всё о них узнать.

-Итак, в путь! Нет, погодите, мы должны взять с собой что-то в дорогу.

Настроение

Внимание

Учитель называет слова: сеть, труба, сундук, спички, канат.

- В каком слове есть буква д?

Знания

Проведём гимнастику для ума.

краб

волна

медуза

б

о

?

- Я вижу, вы готовы путешествовать, тогда – в путь!

Включаются в деятельность на личностно – значимом уровне, настраиваются на позитивный рабочий лад.





Читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.


















Дети предлагают, какое настроение нужно взять

Называют слово сундук


Дети называют букву и доказывают свой ответ (безударная гласная е, непроверяемая ударением)

Фронтальная













индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.










Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию

  1. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии







- Чтобы море было благосклонно к нам, напишем в тетради элементы букв, похожие на волны. Постараемся написать их как можно красивее.

1.Минутка чистописания (Волна бежит и падает)

- Какие буквы спрятались в волнах?

С е ес се ее Се сс

- Смотрите, на пути первое препятствие: выглянула хищная акула. (на слайде) Она хочет проглотить нас на завтрак. Как избежать встречи с ней? Нужно поработать со словами из словаря.

2.Работа со словами из словаря

- Я называю вам слова, близкие по значению словарным, вы записываете слова из словаря.

Радостно( весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество( праздник), путь ( дорога), дети(ребята), наряд(одежда), холод(мороз)

- Ура! Акула уплыла, можем плыть дальше.

Учащиеся прописывают элементы минутки чистописания в тетрадь.

















Дети записывают слова в тетрадь. Проверка проводится по цепочке, учащиеся называют орфограммы


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные: оформляют свои мысли с помощью речи на основе жизненного опыта, учатся слушать других;

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют свои ошибки.

  1. 3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

3.Релаксационная пауза.

- Положите голову на парту, расслабьтесь, закройте глаза. Попытайтесь представить то, что услышите (Звучит музыка Грига со звуками моря)

-Что вы представили? Какое море вы увидели?

-Есть ли среди перечисленных определений слова близкие по смыслу? Выпишите их в тетрадь.

Они отвечают на один вопрос? Как же мы называем такие слова?(Синонимы)

После ответов детей на слайде появляется определение

Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Слово «синоним» в переводе с греческого значит «одноимённый»

- Какова тема сегодняшнего урока? Что мы будем изучать?

- Верно, мы сегодня продолжаем работать по теме «Синонимы». Мы будем учиться их находить в текстах и правильно использовать в речи.

- Где мы можем найти синонимы к словам? (В словаре синонимов).

На слайде:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франс

- У нас в учебнике есть краткий словарь синонимов. Давайте найдём и запишем в тетрадь синонимы к уже записанным словам.

Слушают звуки моря, пытаются представить его. Рассказывают о том, какое море они увидели.

Все перечисленные определения появляются на слайде.

Отвечают на вопросы, записывают слова в тетрадь.


Самостоятельно дают определение синонимов.






Учащиеся формулируют тему и цели урока




Отвечают на вопросы учителя.




Знакомятся с новой информацией в словаре, выписывают слова синонимы в тетрадь.

Фронтальная,

индивидуальная,


Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной цели источники информации; перерабатывают полученную информацию, обобщают, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают и принимают чужую точку зрения.

  1. 4. Первичное осмысление и закрепление



















5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Ребята, известный русский писатель М.Горький так написал о море:

Море смеялось. Под лёгким порывом знойного* ветра оно улыбалось голубому небу. С весёлым* плеском носились* волны. Они сбрасывали на песок белую пену. Она таяла на горячем* песке. Чайки лениво качались на волнах

(на слайде)

- Поработайте в парах. Замените слова со звёздочками на синонимы и запишите их в тетрадь парами.(проверка – выборочно).

Физминутка «Море волнуется»





Работа по учебнику

-Отправляемся дальше. На пути – пираты (на слайде), они хотят ограбить наш корабль. Как нам быть? Нужно выполнить упражнение №2 из учебника (устно)

Вставь пропущенные слова из скобок. Не забудь ставить слово в нужную форму. Объясни свой выбор.

1)Магазин детской…(наряд, одежда). Вечером дети надели красивые, праздничные…(наряд, одежда)

2) Учительница…(похвалить, одобрить) ученика. Мы…(похвалить, одобрить) предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк.(Правильные ответы на слайде)

-Что нового мы можем добавить о синонимах?

(После обсуждения, на слайде появляется текст)

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна

Как много в них священного для нас!

- Пираты отступили, можем плыть дальше.

Обсуждают в парах выполнение задания, подбирают синонимы и записывают их в тетради. Зачитывают пары слов, делают вывод.







Учащиеся замирают в виде различных морских фигур, учитель должен угадать их.


Учащиеся работают с учебником. Отвечают на вопросы, обсуждают варианты ответов сверяют свои ответы со слайдом.















Отвечают на вопрос, делают вывод, читают стихотворение.














Парная










Фронтальная

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации ( в учебнике, из рассказов учителя, из собственного опыта), сравнивают, обобщают, делают выводы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради, сохраняют учебную задачу,

сверяют свою работу с образцом, при необходимости корректируют свою работу.


Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, ориентируются на морально – нравственные нормы поведения.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают и принимают чужую точку зрения.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в группах

- В небе появилась чайка ( на слайде), в клюве у неё конверт, в котором задания для групп.

Группа№1

Задание: найти синонимы к словам из слов правого столбика:

трус

хвастун

Враг противник

болтун

неприятель


Смелый добрый

храбрый

честный

мудрый

отважный

Группа №2

Задание: дописать синонимы к словам.

Большой - ….

Быстрый – скорый

Верный - ….

Злой - ….

Горячий – жаркий

Смелый - …

Радостный - ….

Тайный – секретный

Группа №3

Задание: даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.

Язык до Киева доведёт (русская)

Тот не заблудится, кто спрашивает(финская)

Хорошую речь, хорошо и слушать

( русская)

Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)

Тише едешь, дальше будешь (русская)

Не потопаешь, не полопаешь (русская)

(После выступления каждой группы на слайдах появляются ответы к заданиям)

- Молодцы, ребята! Все группы прекрасно справились с заданием!

И теперь мы с гордостью можем закончить наше путешествие!

Учащиеся выполняют задания в группах. После выполнения, отчитываются о проделанной работе и сравнивают свой результат со слайдом.






































групповая

Познавательные: анализируют и классифицируют ранее изученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний, пополняют свои знания новыми фактами.

Коммуникативные: оформляют свои мысли с помощью речи на основе жизненного опыта, учатся слушать других; доказывают своё мнение.

Регулятивные: сохраняют учебную задачу, сверяют свою работу с образцом, при необходимости корректируют свою работу.


























7.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итога урока










-Мы приблизились к цели - острову, где живут необычные слова.(на слайде остров слов) Какие это слова? Что мы о них знаем? Где мы можем найти синонимы к словам?

Вам понравилось путешествие? Было ли оно полезным для вас? Что нового вы узнали?


Расскажите об этом по схеме:

представил

Я открыл для себя

научился

- Ребята, я прошу вас поставить оценку за работу на уроке классу, своему ряду, себе при помощи трёх сердечек. Красное- «5», зелёное – «4», жёлтое – «3»

Оценивание учителем.

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние.

фронтальная






индивидуальная

Личностные: осознают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, учатся оценивать свою деятельность на уроке

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания.


Подобрать синонимы к словам и записать их парами:

1-в: смелый, грустный, весёлый

2-в: честный, трудолюбивый, добрый

С одним из них придумать предложение и записать в тетрадь.

- Спасибо всем за урок! Вы – настоящие морские путешественники!

Задают вопросы по выполнению домашнего задания

фронтальная

Познавательные:

самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные:

 сохраняют учебную задачу, сверяют свою работу с образцом



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!