Конспект урока по русскому языку на тему "Синонимы и антонимы" для 3 класса, программа Школа России. В конспекте указаны: цели урока, его тип, форма работы на уроке и планируемые результаты: предметные и метапредметные. А так же какое оборудование использовалось на уроке. В конспекте расписаны этапы урока, вопросы учителя и предполагаемые ответы детей.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Синонимы и антонимы"»
План-конспект открытого урока русскому языку
на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.
Предмет: Русский язык
Тема урока: синонимы и антонимы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.
Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.
Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.
Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.
Этап урока: | Ход урока: | |
I. Организационный момент. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | |
II.Повторение изученного. Актуализация знаний. | Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. ( На доске буквы: г у р щ д ц) •Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету. •Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. •Эта буква обозначает гласный звук. •Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный. Какое слово у вас получилось? -Друг. - Какая орфограмма в этом слове? -Парная согласная в корне слова. -Проверка друг - нет друга. - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть? -В толковом словаре. - Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию. - Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь. Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг». - Какие пословицы вы знаете о дружбе? ( на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы). • Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Друг познается в беде. Старый друг лучше новых двух. (пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь). | |
III.Постановка проблемы урока. | - Подберите к слову друг слова близкие по значению. (запишите их в тетрадь возле слова друг) -Приятель, товарищ. - Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?) - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное. - Как такие слова называются …(синонимы.) - Слова близкие по значению. Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы. Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте). Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Что общего у этих слов? - Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь) - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д. - Такие слова называются …( антонимы.) - Слова, противоположные по значению. Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы. | |
IV.Формирование темы и цели урока. | -Сформулируйте тема урока? - Слова синонимы и антонимы. -Какая цель нашего урока? -научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы. Работа с учебником: с.42 правило читаем. После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры. | |
V.Открытия нового знания. | По вариантам выполняем задание: I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть) II – вариант подбирает синоним к слову грустить (печалиться). Записываем в тетрадь. Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания. -Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь? Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные. -Существительные, прилагательные, глаголы. Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д. | |
VI.Физминутка. | Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним): 1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат). 2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся. | |
VII.Закрепление учебного материала. Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет. | -Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов. Закрепление. Учебник стр. 44 упр. 73. 2 первых предложения записывают мальчики; 2 следующих предложений записывают девочки. Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке. Проверяем правильность выполнения задания с доской. -Какой ещё мы можем сделать вывод? -Есть более точные синонимы. -Все справились с заданием, покажите мне знаком? Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания. Самостоятельная работа. С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске) - Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему? - Как можно избежать повторения слов в предложении? - Замените. Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-». - Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы? -Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. | |
VIII.Итог урока. Рефлексия. | -Над какой темой мы сегодня работали? -Синонимы и антонимы. - Какую задачу мы перед собой ставили? -Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи. - Научились? -Да. Какое сейчас время года в природе? -Осень. Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили: •у кого все «+», поднимите красный листочек. •у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек. •у кого одни «-», поднимите зеленый листочек. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали. | |
IX.Домашнее задание. | Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72. | |