Тема урока: Имена собственные: обобщение материала.
Дата проведения: 05.10.2018
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с ь:
в е л о к л в р б о е в о й
Дети записывают эти буквы.
– Какое задание можно предложить? (Составить из этих букв слова.)
– Какие слова получились? (Лев, волк, воробей.)
Записать слова, объяснить правописание.
П р о д о л ж и т ь и г р у:
д е р л в б ю е б р з а я з а ц
– Какие слова получились? (Верблюд, зебра, заяц.)
Записать слова и подчеркнуть «опасные» места.
II. Работа над темой.
1. – С какой буквы пишутся эти слова? (С маленькой.)
– Могут ли эти слова начинаться с заглавной буквы?
– В каком случае? (Если слово стоит в начале предложения.)
– А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных»)
- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
- Записать свое имя, отчество и фамилию.
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?
– А вы знаете, почему вас так назвали?
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает…
Это интересно
Слово имя – очень древнее. Имена – это слова особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что значит «совенок», или Хома-Хомапи, что означает «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Петр, что значило «камень»; Фока – «тюлень»; Хризис – «золото».
Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило вместе с «детским».
Вот несколько русских имен: Мал, Бел, Кудряш, Черныш. Они даны по внешности человека.
Также давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна; по месту в семье: Первый, Второй и т. д.; по профессии.
Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.
– Узнайте у своих родителей, почему они вас так назвали. Что означает ваше имя?
Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.
Слово «фамилия» на латинском означает «семья».
Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка,
петух Крикун, козёл Бодун,
воробей Тишка, поросёнок Гришка,
красивая синичка.
Как напишешь клички?
III. Работа с учебником.
Упражнение 77, с. 44 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Работа в парах.
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
Задорно лает …
Жалобно мяукает …
На дворе мычит …
Проверка работы.
V. Обобщение.
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные
имена
отчества
фамилии
клички животных
названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные?
- А знаете ли вы свой адрес в мире?
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Улан-Удэ). Наша школа находится на улице (Чкалова).
VI. Итог урока. Рефлексия
- Что интересного вы узнали?
- Чем запомнился сегодняшний урок?
VII. Домашнее задание
Записать названия улиц нашего города, упражнение 77, с. 44