(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы. с.44 Обсуждение. Почему так говорят? (К, И) «Это интересно!» ; объясняют смысл слов «традиции и фольклор»; А еще в семьях была такая традиция -передавать по наследству семейные реликвии, это могла быть памятные вещи, фотографии, драгоценности. А у учеников –школьников драгоценности это знания. Повторение пройденного. Работа с карточками. Вставить пропущенные гласные буквы в буквосочетания с шипящими буквами жи-ши, ча-ща, чу-щу. Упражнение на концентрацию внимания. Дети получают карточки с набором букв. В течение 1-2х минут необходимо зачеркнуть буквы «ш» и «ч». шсчушщечстшвшичтшечльшнчошче - Из оставшихся букв сложить слово. - Какое слово у вас получилось? - Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными. Актуализация жизненного опыта. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. - Что же это за слова? (Имена существительные) - Что вы можете рассказать об именах существительном? -Что такое имя существительное? -Как изменяются имена существительные? - Давайте с вами вспомним, сколько родов может быть у имени существительного? (На доске по ходу ответов вывешиваются опорные схемы, предметные картинки по родам). -Какие окончания имеют существительные женского рода? -Какие окончания имеют существительные мужского рода? - Какие окончания имеют существительные среднего рода? – Продолжаем работать с именами существительными. Повторение знаний о функции Ь в русском языке. Прочитайте слова, которые записаны на доске. (Платье, пальто, коньки, обезьяна, ночь.) Что общего у этих слов? По какому признаку можно разделить слова на группы? - Какую роль играет мягкий знак в словах? Когда пишется разделительный мягкий знак, когда ь – показатель мягкости согласных? Запишите слова в 2 столбика: 1-разделительный мягкий знак, 2 столбик - мягкий знак-показатель мягкости. Работа на доске с комментированием. (остальные в тетрадях) Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово ночь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове ночь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово ночь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. Какая возникла трудность? Что общего заметили? (Это существительные женского рода с шипящими на конце) – при ответах детей составляется схема на доске. - Мы изучали эту тему? Сформулируйте цель урока. - Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке. Мы будем учиться писать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце. (Д, К) Физминутка для глаз. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Лашко О Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Учитель предлагает учащимся подумать и разделить слова (картинки) на две группы: ночь, печь, дочь, калач, ключ, меч, мяч, мелочь. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. - Назовите, пожалуйста, шипящие буквы. - Почему они называются шипящими? Постановка задач: -Как пишутся имена существительные женского рода с шипящей на конце? А я это правило знаю в виде стихотворения. Постарайтесь запомнить его. Мы запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт. Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. (Г) Работа с пословицами и поговорками. с..44 Упр.2 Учащиеся читают пословицы из упражнения, объясняют их смысл; находят и выписывают слова с шипящими на конце с помощью учителя; самостоятельно выделяют род существительных; подбирают свои слова с данной орфограммой. Самопроверка. Делают вывод. (К, И) Работа с правилом. с.44 (Д, К) Динамическая пауза. Раз, два, три, четыре, пять - Вместе мы пойдем гулять. На опушке возле ели На пенечек дети сели. (Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на корточки.) Посидели, отдохнули, Ручки к солнцу потянули. Опустили их опять, Можно ими помахать. (Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опускают руки, делают махи. Дыхание при этом - свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.) Снова к солнцу потянулись И друг другу улыбнулись. Хорошо нам здесь гулять, Чистым воздухом дышать. Вы букашек не спугните, Тихо носиком дышите. Е. Богданова Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий. (П) Работа с притчей. Ученики отвечают на вопросы учебника по содержанию прочитанного с помощью учителя или самостоятельно; работая в паре, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение и выслушивают мнения других; формулируют свои простые (тонкие) и сложные (толстые) вопросы, используя ключевые слова (предоставленные в виде рисунков в учебнике); самостоятельно составляют диалог на заданную тему; записывают слова, используя алгоритм, определяют род существительных. Взаимопроверка. |