МКОУ А-Донская СОШ
Павловского района Воронежской области
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
по теме «Заглавная буква в географических названиях»
Подготовила :
учитель
Першина Г.Н.
IКК
2019г.
Тема: «Заглавная буква в географических названиях»
Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи:
Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина - М.: Просвещение 2017. Тетрадь учебных достижений, 2 кл./В.П.Канакина –М.:Просвещение 2018
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: “Начнем урок!”
Пожелаем друг другу на уроке успеха:
(Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами).
II. Актуализация знаний. Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
На отлично потружусь.
- Запишите число, классная работа.
- Комментированная запись числа.
1.Минутка чистописания
Написание букв Рр. Сегодня мы повторим написание букв “Рр”.
-Какие звуки может обозначать эта буква? О
- Из каких элементов состоят данные буквы?
- Аккуратно запишите заглавную и строчную буквы Р р. Подчеркните самые красивые буквы.
2.Словарная работа.
- Прочитайте слова: М.сква, стр.на, д.ревня, ул.ца,
- Какие буквы пропущены в словах?(У доски работает ..)
- Запишите в тетрадь, обозначьте ударение ,подчеркните орфограммы.
- Какое лексическое слова улица? Поставьте ударение. Какую букву…? Проверим .(Электронное приложение) (1)Улица - в населённых пунктах два ряда домов и пространство между ними. 2)Место вне помещения под открытым небом)
- Разгадайте ребус (картинка), узнаете ещё одно словарное слово. (Это слово город)
- Что обозначает это слово? Поставьте ударение. Какую букву…? Проверим
- Посмотрим значение этого слова в электронном приложении. (1)Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов, 2) в различных подвижных играх (в лапте, городках): место, лагерь каждой из партий, обычно обозначенный на земле чертами)
- Запишите это слово, подчеркните орфограмму.
- Отгадайте загадку.
В какой стране под небом вьётся Флаг бело-сине-красный? Врагу он в руки не даётся, Такой флаг есть в стране… (России)
Лексическое значение слова Россия. Поставьте ударение. Какую букву…? Проверим (Электронное приложение)
- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам. Взаимопроверка.
Прочитайте имена собственные. Что они обозначают?– Где мы можем увидеть эти
названия? (На географических картах)
III Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на карту России. (На слайде карта России)
- Что можно найти на карте? (названия стран, городов, рек, гор, озёр и т.д.)
- На карте можно найти город Москву, Франция, реку Дон, Волга, озеро Байкал, Чёрное море, Эльбрус, Африка. (Слова написаны на доске)
- Что общего у этих слов?
- Сформулируйте тему урока. (Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр)
- Эти понятия являются географическими названиями. Географические названия – это имена собственные или нарицательные? Какое правило написания имён собственных мы знаем? Сделайте вывод о том, как нужно писать географические названия?
- Тема урока: Заглавная буква в географических названиях.
-Какие задачи поставим? (Распознавать и грамотно писать географические названия, разграничивать имена собственные и нарицательные)
Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия?
Географические названия – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.
2.Правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю.
V.Работа по теме урока.
1) Работа в группах: (4-5 мин)
- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по четыре-пять названий.
1 группа: городов.
2 группа: сёл и деревень.
3 группа: морей и рек.
- Какие названия вы записали? (Дети читают свою запись)
- Объясните, как нужно писать слова такой группы
(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные.)
2) Упр.102 ,стр. 60 - Читаем первое задание.
Памятка: Обратите внимание!! (Выполнение с комментированием)
(После выполнения ..)
- Как пишутся географические названия?
- Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.)
3)Физкультминутка (Электронная для глаз)
4) Выполнение упражнения в рабочей тетради.
- Продолжим работу по теме.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием)
- Составьте предложение с любым именем собственным, запишите.
4)Работа в тетрадях учебных достижений, стр.59, №5,6.
5)Задание с выбором (на слайде:
Высоко летает (о?О) .рёл. В нашей стране есть город (о?О) .рёл.
В Азии есть река (т?Т) .игр. В лесу живёт (т?Т) .игр.
Ребята приехали в город (л?Л) .ьвов. В Африке живёт много (л?Л) .ьвов.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Проверка: на экране.
Вывод. Одинаково звучащее слово может быть написано и заглавной, и со строчной буквы. Это зависит от значения слова.
4) Выполнение задания в электронном приложении (Помоги мышке спуститься с горки)
VI. Закрепление новых знаний, умений и навыков.
А где можно увидеть сразу много географических названий? (На географической карте)
Перед вами карта России и карточка с заданием.
Карточка.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море.
На западе проходят по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго – востоке границей является река Амур.
А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.
Россия – это речной и озерный край. Величайшие ее реки – Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.
Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
-Прочитайте предложение о границах России и покажите их на карте.
-Наша страна – самая большая страна в мире. Какое чувство вы испытали, прочитав текст и рассмотрев карту?
-Выпишите через запятую географические названия. (Если нет времени выписывать, подчёркиваем в тексте )
Прочитайте, какие имена собственные вы подчеркнули. И это первая группа имён собственных в нашем кластере
VII.Рефлексия.
Составление кластера. Коллективная работа.
Заполнение кластера.
- Наш урок подходит к завершению, ещё какими группами слов мы заполним наш кластер? (Названия гор, названия улиц, названия материков, названия городов, сёл; названия стран, названия рек, морей и океанов и т.д.). Дети сначала называют, а потом приклеивают
VIII. Итог урока.
Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?
Достигли вы её?
Дополни предложения
Сегодня на уроке: Я узнал…У меня получилось… Меня удивило…Было трудно… Было интересно… Теперь я умею…
Приложение 1
Приложение 2 Карточка.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море.
На западе проходят по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур.
А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.
Россия – это речной и озерный край. Величайшие ее реки – Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.
Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
Карточка.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море.
На западе проходят по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур.
А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.
Россия – это речной и озерный край. Величайшие ее реки – Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.
Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
______________________________________________________________
Карточка.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море.
На западе проходят по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур.
А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.
Россия – это речной и озерный край. Величайшие ее реки – Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.
Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.