СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского родного языка "Любишь кататься, люби и саночки возить" 2 классс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока будет полезна для учителей начальных классов на урок русского родного языка, 2 класс. К учебнику О.М.Александровой "Русский родной язык"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского родного языка "Любишь кататься, люби и саночки возить" 2 классс»

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Цель: расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.

Задачи: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость; развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве; воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III.Самоопределение к деятельности.

Учитель читает загадки.

  1. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы. (санки)

  1. Сел, коня не запрягал,

С горки конь меня помчал.

С горы коняшка вёз меня,

На горку я тащу коня. (санки)

- Ребята, отгадайте загадки.

-Кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему ? (Ответы детей)

IV. Работа над темой урока.

  1. Класс делится на 3 группы. Каждой группе даётся определённый текст.

Порядок работы над текстом.

а) Сначала прочитайте весь текст. Распределите между собой части текста: каждый из вас будет готовить выразительное чтение своей части.

б) Прочитайте в группе текст целиком: каждый читает свою часть.

в) Прочитайте ваш текст классу.

г) Оцените, удалось ли одноклассникам передать настроение текста, верно ли они прочитали выделенные слова.



2) Обсуждение прочитанного.

- На чём дети катались с гор 150, 100 лет назад? Найдите в текстах слова, называющие эти предметы.

- Как вы думаете, почему во всех текстах говорится о катании с горы, а не с горки?

- Выпишите слова и выражения, которые говорят о том, что герои катались с горы очень быстро.

- В первом четверостишии стихотворения И.З.Сурикова написано качусь, а во втором- качуся. Какой вариант сейчас является правильным?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы над темой урока.

1)Рассматривание рисунков (с.37)

- Подумайте, почему так назвали эти предметы? Все ли слова удалось объяснить?

- Что называли ледянками раньше? Почему? А как называют сейчас?

2) Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 38-39)



На чём ездили, перевозили грузы, когда не было машин?

Самое древнее средство передвижения – сани, повозка на полозьях. Полозья и ползти – слова –родственники. Полозья скользят по земле, ползут, в отличие от колеса, которое катится.

В древнерусском языке было слово сань. Так называли змею. Сани на змею, конечно, не похожи. А вот след ползущей змеи и следы санных полозьев похожи. Может быть, поэтому сани и получили своё «змеиное» название.

На санях возили дрова, сено, товары на ярмарку. Были и «парадные», выездные сани. На них ездили в гости, в церковь, катались на праздники.

Сани для детей назвали санками, то есть маленькими санями.

VII.Рефлексия.

VIII.Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Рассказать, на чём дети катаются с горок сейчас. Спросить у родителей (бабушек или дедушек), на чём они катались в детстве.