Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Цель: расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.
Задачи: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость; развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве; воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.
III.Самоопределение к деятельности.
Учитель читает загадки.
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (санки)
Сел, коня не запрягал,
С горки конь меня помчал.
С горы коняшка вёз меня,
На горку я тащу коня. (санки)
- Ребята, отгадайте загадки.
-Кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему ? (Ответы детей)
IV. Работа над темой урока.
Класс делится на 3 группы. Каждой группе даётся определённый текст.
Порядок работы над текстом.
а) Сначала прочитайте весь текст. Распределите между собой части текста: каждый из вас будет готовить выразительное чтение своей части.
б) Прочитайте в группе текст целиком: каждый читает свою часть.
в) Прочитайте ваш текст классу.
г) Оцените, удалось ли одноклассникам передать настроение текста, верно ли они прочитали выделенные слова.
2) Обсуждение прочитанного.
- На чём дети катались с гор 150, 100 лет назад? Найдите в текстах слова, называющие эти предметы.
- Как вы думаете, почему во всех текстах говорится о катании с горы, а не с горки?
- Выпишите слова и выражения, которые говорят о том, что герои катались с горы очень быстро.
- В первом четверостишии стихотворения И.З.Сурикова написано качусь, а во втором- качуся. Какой вариант сейчас является правильным?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы над темой урока.
1)Рассматривание рисунков (с.37)
- Подумайте, почему так назвали эти предметы? Все ли слова удалось объяснить?
- Что называли ледянками раньше? Почему? А как называют сейчас?
2) Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 38-39)
На чём ездили, перевозили грузы, когда не было машин?
Самое древнее средство передвижения – сани, повозка на полозьях. Полозья и ползти – слова –родственники. Полозья скользят по земле, ползут, в отличие от колеса, которое катится.
В древнерусском языке было слово сань. Так называли змею. Сани на змею, конечно, не похожи. А вот след ползущей змеи и следы санных полозьев похожи. Может быть, поэтому сани и получили своё «змеиное» название.
На санях возили дрова, сено, товары на ярмарку. Были и «парадные», выездные сани. На них ездили в гости, в церковь, катались на праздники.
Сани для детей назвали санками, то есть маленькими санями.
VII.Рефлексия.
VIII.Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Рассказать, на чём дети катаются с горок сейчас. Спросить у родителей (бабушек или дедушек), на чём они катались в детстве.