СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского родного языка в 9 кл. на тему: «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование умения применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка,  строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского родного языка в 9 кл. на тему: «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»»

МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»

Скопинского района Рязанской области

Учитель русского языка и литературы - Турмышова О.А.

Урок русского родного языка в 9 кл.

Тема: «Орфоэпические нормы

современного русского литературного языка»

Учебные цели: формировать умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности.

Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление.

Мотивация изучения темы: изучение орфоэпии, а также орфоэпических и фонетических норм и их соблюдение облегчает обмен информацией между людьми, совершенствует их язык, как средство общения. Также нормированное произношение является одним из признаков культурной речи, что говорит об этичной и культурной важности изучения орфоэпии.


Ход урока.

                             

  Заговори, чтоб я тебя увидел...

                                                         Сократ


  1. Мотивационный этап.

Эвристическая беседа.


Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: «Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять». Он берёт пузырёк с лекарством и читает: «Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ». Выпил Сергей лекарство и запищал. Испугалась мама, спрашивает Серёжу: «Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?» Серёжа отвечает: «Я лекарство принял, а там написано: после приёма – пищИ». Мама рассмеялась: «Эх ты! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: «Три раза в день после приёма пИщи», то есть после завтрака, обеда и ужина».


- Почему Сережа оказался в смешном положении?

- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

-Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является ошибкой.

- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.


  1. Определение темы урока «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка» (стр.58 учебника).

Целеполагание.


- Что такое «НОРМА» в языке?

(Норма ‒ это образец общепризнанного употребления элементов языка).

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке?

(Орфоэпия).

- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) ‒ раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение слов).

- Какие цели мы должны с вами достичь? (Познакомиться с орфоэпическими нормами, отработать умение правильно ставить ударение, узнать, когда нарушение орфоэпической нормы может стать художественным приёмом).


  1. Актуализация проблемы. Эпиграф урока.


Заговори, чтоб я тебя увидел...

                                                         Сократ


Как точно высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

             В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания.

      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.


  1. Работа с учебником.


Упр.88.


- О каком языковом процессе говорит лингвист Каленчук? (Перенос ударения).

- Какова закономерность изменения? (Изменение ударения затрагивает весь класс слов, но с разной скоростью).

- В чём уверен известный лингвист? (Изменение ударения станет допустимой нормой через некоторое время).

- Как различить варианты произношения? (Теория стр. 59.)


  1. Открытие нового знания.


Отрывок из стихотворения

известного поэта Дениса Давыдова

«Бурцову (Призывание на пунш)»


Вместо зеркала сияет
     Ясной сабли полоса:   
     Он по ней лишь поправляет
     Два любезные усА.


- Отступление от орфоэпической нормы поэт допустил в выражении «два усА», смещая ударение на последний слог в существительном Уса, в то время как его нужно было бы поставить на первый.  Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение для сохранения ритма стихотворной строфы.


- Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом.


  1. Работа с учебником.


- Лингвистические заметки (стр.64)

- Упр.96 (устно).


  1. Выполнение практического задания.

Стихотворение В.Громова «Шутка»


- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»


- Так как же правильно: «творог» или «творог»?

- Найдите в словаре слово «творог» и правильно прочитать его. (Работа с орфоэпическим словарём).

- Это вариативность произношения: творОг – твОрог.

- Зачем нам нужен орфоэпический словарь? (Правильное произношение).


  1. Проверка усвоения материала.


Игра «Морской бой»

Учащиеся делятся на две команды (мальчики – девочки). Игровое поле вывешивается на доске. Напоминаются правила игры «Морской бой». Команды по очереди открывают клетки игрового поля, на котором спрятано 6 кораблей. Каждый корабль занимает одну клетку игрового поля. Команда, назвавшая номер клетки, на которой расположен корабль, первой отвечает на вопрос. Если ответ неверный, команда-соперница исправляет ошибку и забирает корабль. Выигрывает команда (получает «5»), которая «захватила» больше кораблей.















Игровое поле


А

Б

В

Г

Д

Е

1




Корабль



2

Корабль






3





Корабль


4



Корабль




5






Корабль

6


Корабль







Задания (по 1 мин. на подготовку заданий).

Корабль А2.

Текст упр.84: прочитайте текст, выпишите и прочитайте слова с выделенными буквами, в которых правильно стоят ударения.

Корабль Б6.

Упр. 86: правильно произнести 2 строчки слов с (чн), (шн)

Корабль В4.

Упр.89:прочитать 2 строчки слов в соответствии с произношением согласного перед Е.

Корабль Г1.

Упр.91: списать, расставить ударение в словах на 4 строчках, прочитать.

Корабль Д3.

Упр.93: прочитать 3 строчки, расставляя правильно ударение.

Корабль Е5.

Карточка.

Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов.



Дикообраз -

Подчерк-

Мукулатура-

Тубаретка-

Бадминктон-

Уплоченный-

Ключ:
Дикобраз, почерк, макулатура, табуретка, бадминтон, уплаченный.

Вывод: выигрывает команда (получает «5»), которая «захватила» больше кораблей. Это команда…….

  1. Подведение итогов.

- Обратимся к эпиграфу всего раздела «Культура речи» (стр.58), прочитаем высказывание русского языковеда Александра Пешковского.

- Согласны ли вы с его высказыванием? (Данные слова абсолютно верны. Соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения).


  1. Рефлексия. «Синквейн» на основе изученного материала.


Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


Орфоэпия.

Литературная, нормативная.

Учит, развивает, совершенствует.

Речь приводит в порядок.

Произношение.



- В помощь учащимся - «Орфоэпический словарик».

Д/з: упр.98






Орфоэпический словарик

агЕнт

алфавИт

арЕст

асимметрИя

баловАть(ся)

бАрмен

бесОвщина

блАговест

вероисповЕдание

верховЕнство

граждАнство

гротЕсковый

дефИс

диспансЕр

дрЕвко

духовнИк

жалюзИ

жерлО

завИдно

изЫск

Иконопись

иконопИсец

исчЕрпать

каталОг

кладовАя

коклЮш

кремЕнь

кУхонный

мастерскИ

мЕльком

многочасовЫе

мусоропровОд

намЕрение

непроторЁнный

несказАнно

новорождЁнный

обеспЕчение

обесцЕнить

облегчИть

односостАвное

оптОвый

освЕдомиться

Отзыв (на рукопись)

отзЫв (депутата)

откУпорить

отчАсти

пАмятуя

повторЁнный

принУдить

санитарИя

свЁкла

слИвовый (джем)

скрОенный

созЫв

сосредоточЕние

срЕдства

столЯр

торгИ

танцОвщица

травянИстый

углубИть

украИнский

упрОчение

устАвный

феЕрия

фенОмен (явление)

хвОя

хлОпковое

ходАтайство

христианИн

шассИ

щавЕль

экспЕрт

языковАя (норма)

языкОвая (колбаса)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!