СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского зыка по теме "Как появляются многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского зыка по теме "Как появляются многозначные слова"»

Тема: «Как появляются многозначные слова»


Цели:

- создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений;

- способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;

- содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре


Ход урока


I. Организационный момент

- «С русским языком можно творить чудеса» Это высказывание принадлежит К. Паустовскому. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.


II. Чистописание

-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?

-Чтобы узнать, над какими соединениями нужно поработать, разгадайте кроссворд.

1. Неожиданный подарок.

2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями.

3. Звуки во время грозы.

4. Утренняя еда.

5. Изображение человека на картине, фотографии.







1

с

ю

р

п

р

и

з

2

к

а

р

у

с

е

л

ь









3

г

р

о

м










4

з

а

в

т

р

а

к








5

п

о

р

т

р

е

т



- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах? (Р)

- Напишите сочетания ри, ру, ро, ра, ре.

- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось по вертикали? (Слово)

- Прочтите пословицу «Ветер горы разрушает – слово народы поднимает».

- Как вы её понимаете? (Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.)

- Запишите пословицу.


III. Актуализация знаний

- Назовите два признака слова. (Слово состоит из звуков и имеет значение)

- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение? (Лексика)

- Какие вопросы раздела уже изучали? (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова)

- Где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре)

- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. А сейчас вспомните, какие слова называются однозначными? (Слова, которые имеют одно значение)

- Какие слова называют многозначными?(которые имеют два или более значений)


IV. Сообщение темы и постановка целей урока

- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33. (Как появляются многозначные слова)

- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать? (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)


V. Работа над новым материалом

1) Беседа по выявлению многозначности у слова.

- Прочтите значения слова «кисть»

- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах? (Они похожи по форме)

- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.

(На доске появляется запись «сходство предметов»)

- Прочтите следующее слово. (Барабанить)

- Какое значение оно имеет?

- Какое сходство наблюдаем здесь? (Похожи по действию)

- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.

(На доске появляется запись «сходство по действию»)


2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.

(Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)

- Объясните значения выделенных слов. ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)

- Почему у слова «иголка» появилось много значений? (Они похожи по форме)

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу. (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)

- Объясните значения выделенных слов. (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)

- Почему у слова «идут» появилось много значений? (Сходство по действию)

- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)

- Объясните значения выделенных слов. (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)

- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»? (Сходство по признаку.)

(На доске появляется запись «сходство по признаку»)

- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.

(Учащиеся работают с рубрикой «Открываем тайны языка»)


3) Работа со словарём.

- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре?


4) Наблюдение за значениями многозначного слова.

Упражнение 1. Страница 35.

- Объясните значения выделенных слов. (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)

- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце? (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)

- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл. Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой. Так как же ещё могут появляться многозначные слова? (В результате переноса значения с одного предмета на другой)

- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.


5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.

- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).

Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.

- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?


6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.

- Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении. (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)


7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд)

- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.


Ребята ИДУТ в школу.

Часы ИДУТ без отставания.


Катя УБЕЖАЛА от подруг.

У мамы УБЕЖАЛО молоко.


В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.

У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.


8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд)

9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.

- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.

(В нашем классе много цветов. Класс - школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)

(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)

- Когда ещё у слова появляется переносное значение.


10) Работа с рубрикой «Открываем тайны языка» на странице 36. (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)


VI. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Так как появляются многозначные слова?

VII. Рефлексия.




















5