Тема: «Как появляются многозначные слова»
Цели:
- создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений;
- способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;
- содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре
Ход урока
I. Организационный момент
- «С русским языком можно творить чудеса» Это высказывание принадлежит К. Паустовскому. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.
II. Чистописание
-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?
-Чтобы узнать, над какими соединениями нужно поработать, разгадайте кроссворд.
1. Неожиданный подарок. 2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями. 3. Звуки во время грозы. 4. Утренняя еда. 5. Изображение человека на картине, фотографии. | | | | | | | 1 | с | ю | р | п | р | и | з | 2 | к | а | р | у | с | е | л | ь | | | | | | | | | | 3 | г | р | о | м | | | | | | | | | | 4 | з | а | в | т | р | а | к | | | | | | | | 5 | п | о | р | т | р | е | т | | |
- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах? (Р)
- Напишите сочетания ри, ру, ро, ра, ре.
- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось по вертикали? (Слово)
- Прочтите пословицу «Ветер горы разрушает – слово народы поднимает».
- Как вы её понимаете? (Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.)
- Запишите пословицу.
III. Актуализация знаний
- Назовите два признака слова. (Слово состоит из звуков и имеет значение)
- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение? (Лексика)
- Какие вопросы раздела уже изучали? (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова)
- Где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре)
- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. А сейчас вспомните, какие слова называются однозначными? (Слова, которые имеют одно значение)
- Какие слова называют многозначными?(которые имеют два или более значений)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33. (Как появляются многозначные слова)
- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать? (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)
V. Работа над новым материалом
1) Беседа по выявлению многозначности у слова.
- Прочтите значения слова «кисть»
- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах? (Они похожи по форме)
- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.
(На доске появляется запись «сходство предметов»)
- Прочтите следующее слово. (Барабанить)
- Какое значение оно имеет?
- Какое сходство наблюдаем здесь? (Похожи по действию)
- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.
(На доске появляется запись «сходство по действию»)
2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.
(Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)
- Объясните значения выделенных слов. ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)
- Почему у слова «иголка» появилось много значений? (Они похожи по форме)
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу. (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)
- Объясните значения выделенных слов. (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)
- Почему у слова «идут» появилось много значений? (Сходство по действию)
- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)
- Объясните значения выделенных слов. (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)
- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»? (Сходство по признаку.)
(На доске появляется запись «сходство по признаку»)
- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.
(Учащиеся работают с рубрикой «Открываем тайны языка»)
3) Работа со словарём.
- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре?
4) Наблюдение за значениями многозначного слова.
Упражнение 1. Страница 35.
- Объясните значения выделенных слов. (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)
- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце? (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)
- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл. Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой. Так как же ещё могут появляться многозначные слова? (В результате переноса значения с одного предмета на другой)
- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.
5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.
- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.
- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?
6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.
- Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении. (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)
7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд)
- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без отставания. |
Катя УБЕЖАЛА от подруг. У мамы УБЕЖАЛО молоко. |
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье. |
|
8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд)
9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.
- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.
(В нашем классе много цветов. Класс - школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)
(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)
- Когда ещё у слова появляется переносное значение.
10) Работа с рубрикой «Открываем тайны языка» на странице 36. (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)
VI. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Так как появляются многозначные слова?
VII. Рефлексия.
5